8.1. Как обеспечить доступ к моим ресурсам другим пользователям сети? C самого начала в системе существует папка под названием Shared Documents, расположенная в Document and Settings\All Users\Shared Documents, которая расшарена по умолчанию, и очень удобна для обмена файлами и документами, причём не только по сети, но и между пользователями на одной и той же машине.
Однако, этих возможностей хватает не всегда. Принцип, по которому осуществляется доступ к ресурсам в XP интентичен тому, который использовался в W2k. Если требуется просто обеспечить доступ, без разграничения прав, то достаточно просто убедиться в том, что пользователь Guest не отключен (апплет User Accounts в Control panel). После этого добавьте пользователя Guest в права доступа на расшаренную папку.
Чтобы сделать это, отключите Simple Files Sharing (как это сделать описано в вопросе 18 раздела Твики), выберите закладку Sharing из Properties. На этой закладке нажимаете Permissions, и откроется окно, в этом окне жмёте на кнопку Add, и откроется вот такое окно:
Здесь можно ввести имя пользователя, которому разрешается доступ к выбранному ресурсу. Имя вводится в следующем формате - Имя компьютера\Имя пользователя. Впрочем, можно не вводить имя вручную, а нажать кнопку Advanced, а в открывшемся окне Find Now, и вы увидите список пользователей, существующих на компьютере. Выбираете нужного (в нашем случае Guest), жмёте на Add. Остаётся только выставить права доступа добавленным пользователям.
Если диск, на котором находится расшаренный ресурс, отформатирован под NTFS, то не забудьте добавить пользователя и выставить права доступа в закладке Security (если этой закладки нет, а раздел действительно отформатирован под NTFS, то воспользуйтесь советом из вопроса 18 раздела "Твики").
Однако иногда требуется обеспечить доступ не всем подряд, а только определённым пользователям. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В отличие от Win9x в XP, как и в любой NT, права распределяются не на уровне ресурсов, а на уровне пользователей.
Поэтому в XP нет такого понятия, как доступ по паролю, к которому привыкли пользователи Win9x. Пользователь логинится на машину с XP, вводит пароль один раз, и получает доступ ко всем ресурсам, на которые у него есть соответствующие права. Для того, чтобы пользователь мог залогиниться на машину с XP, он должен быть на ней прописан. Делается это через апплет User Accounts в Control Panel, надо добавить пользователя с тем же именем, как и на компьютере, для которого надо обеспечить доступ. Этого пользователя следует добавить в права доступа для расшаренного ресурса и назначить ему права. Если при попытке подсоединения к компьютеру с XP вы получите сообщение, что ресурс недоступен, вам придётся поставить пароль как пользователю в Win9x, так и пользователю в XP. Желательно одинаковые.
8.2. Что такое Remote Desktop и как с ним работать? Это технология, которую ввела Microsoft в XP, служит для того, чтобы IT-специалисту не приходилось бегать через всё здание просто для того, чтобы показать пользователю как создать shortcut :-)
Это простой терминал, который позволяет удалённо работать на другом компьютере. Но не стоит ожидать от него слишком много, несмотря на то, что эта система хорошо подходит для удалённого решения проблем, нормально работать на удалённой машине у вас не получится.
Управлять всеми этими функциями можно через апплет Remote Assistance, найти который можно через кнопку Start – Programs – Remote Assistance. Запустив его, вы окажетесь вот в таком окне:
Начать стоит с пункта 'Invite someone to help you'. После того, как вы выберете его, система проверит наличие сетевого соединения (если вы планируете получить помощь с помощью интернета, вам придётся подсоединиться к нему), и если всё в порядке, то откроется следующее окно.
Для того, чтобы человек получил возможность помочь вам, надо переслать ему файл размером в 1 килобайт. В этом окне система предлагает несколько вариантов - можно воспользоваться Windows Messenger, послать файл электронной почтой с помощью Outlook Express, или же просто сохранить этот файл, и доверить задачу по его доставке вам. Выбираем нужное (например сохранить как файл), и оказываемся в очередном окне, где вы можете ввести имя, от кого будет приглашение и время, в течение которого будет возможно воспользоваться этим приглашением. Нажав на Continue, вы окажетесь в следующем окне, где вам предложат определиться, нужен ли пароль для доступа к вашей машине и каким он должен быть. После чего вас попросят сохранить полученный файл (если в первом окне вы решите воспользоваться Windows Messenger или Outlook Express для отсылки приглашения, то процедура будет немного отличаться от описанной).
Так или иначе, но файл доставлен, теперь всё что требуется - запустить его. Покажется окошко с информацией о том, кто прислал приглашение, спросят пароль (если он задан), и соединение произойдёт автоматически. На экране у второго компьютера в этот момент появится окно с сообщением от службы Remote Assistance, что кто-то подсоединился и ждёт разрешения начать работу. Нажимаете OK, и у вас на экране появится вот такое окно:
Всё, что можно сделать в этом окне, достаточно очевидно, единственный совет, который можно дать, это через Settings выбрать скорость вашего соединения. Если этого не сделать, то даже при использовании высокоскоростной локальной сети соединение будет оптимизировано под малоскоростной канал, что чревато заметным лагом. Если канал достаточно быстр (например локальная сеть), и выставлено быстрое соединение, то работать можно вполне комфортно. Впрочем, слишком много ожидать не стоит, например посмотреть фильм, запущенный на чужой машине, нормально не удастся даже при наличии очень быстрого соединения. Из других приятных особенностей Remote Assistance можно отметить возможность обмениваться голосовыми сообщениями (конечно, если скорость соединения позволяет). Кроме этого, если пользователь "исследуемой" машины разрешит, то присоединившийся пользователь сможет взять контроль в свои руки (take control), и получит возможность управлять мышкой и клавиатурой на чужом компьютере. Впрочем, нажав на ESC (причём не важно на какой машине, той что подсоединилась или на локальной), это право у него можно отобрать.
Последняя рекомендация, которую мне хотелось бы дать - поменяйте разрешение экрана на машине-сервере на меньшее, чем используется на машине–клиенте, причём до того, как начнёте сеанс работы. Надо это для того, чтобы подсоединившийся клиент видел рабочий стол сервера целиком, без необходимости тягать скролл-бары. А делать это надо перед началом работы, потому что если поменять разрешение когда подключен клиент, то его сразу же отключит.
Плюсы Remote Assistance очевидны, поэтому стоит уделить пару строк недостаткам. По большому счёту они не являются недостатками, просто встречаются излишние ожидания, мол это же готовый Terminal Server, пригодный для удалённой работы. Это далеко не так. Remote Assistance хорошо делает то, для чего задумывалось, и плохо подходит для всего остального. Главный минус Remote Assistance при использовании его как обычного терминального сервера, это требование к постоянному присутствию пользователя на другой стороне, без разрешения которого вообще ничего сделать нельзя.
Кроме этого, в качестве клиента может выступать только машина с XP Pro, что также накладывает некоторые ограничения на аппаратную часть клиента, и сводит практически на нет все те преимущества, которые обычно пытаются получить при использовании терминальных серверов.
Ещё одним очень важным ограничением, которое сводит практически к нулю всю пользу от применения Remote Assistance не по прямому назначению, является ограничение одновременно подключенных клиентов одним единственным. Более того, если на "сервере" сделать switch user, то подсоединение через Remote Assistance к текущему пользователю будет разорвано, то есть одновременная работа нескольких пользователей невозможна ни в каком виде.