Несмотря на то, что с момента релиза прошло более полугода, большинство пользователей не спешат переходить на Windows Vista. Многие частично перешли на новую ОС, установив ее на вторые компьютеры, ноутбуки. Однако те немногие, которые все-таки перешли, вынуждены были столкнуться с мириадами мелких проблем, начиная с тривиальной несовместимости, заканчивая низкой производительностью. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку это всегда сопровождает релиз новой ОС.
Геймеры, с другой стороны, всегда оказываются рисковыми парнями, которые всегда гонятся за новыми играми и новым железом. Но переход на Vista для многих геймеров оказался хоть и многообещающим благодаря DirectX 10, но и весьма болезненным ввиду низкой производительности. Тесты игровой производительности в Vista показывают, что Vista - пускай и несущественно - проигрывает Windows XP даже в DX10-играх. Это вполне логично, поскольку за Windows XP стоят годы оптимизации и увеличения производительности. Но, как оказалось, даже в SLI-режиме производительность Vista и в DX9 и в DX10 далека от идеала.
Данная статья является очередным раундом в схватке Windows Vista и Windows XP с той лишь только разницей, что в ней мы оценим графическую производительность карт NVIDIA и AMD-ATI в DX10-приложениях. Нам было особенно интересно посмотреть, как будут выглядеть результаты при использовании сдвоенных SLI-решений на базе графических DX10-совместимых карт. Проигрывает ли Vista в режиме SLI? Это нам и предстоит понять.
Тестовая конфигурация
• Процессор: Core 2 Extreme QX6850 (3ГГц) • Материнская плата: Asus Striker Extreme nForce 680i SLI chipset • Видеокарта: GeForce 8800 GTX (2) • Оперативная память: 2048МБ Corsair PC2-6400C3 2 X 1ГБ • Жесткий диск: Western Digital "Raptor" 150ГБ - 10,000RPM - SATA • Windows XP Pro (DX9) • Windows Vista Ultimate (DX9 / DX10) • NVIDIA Forceware 162.22 и 163.69
F.E.A.R.
Одна из самых горячо обсуждаемых игр последних лет - паранормальный триллер F.E.A.R. В нашем тестировании мы использовали финальную версию игры, пропатченную до версии 1.08. Нам было интересно посмотреть, как современные видеокарты проявят себя в этой популярной игре. Все настройки в игре были выставлены на максимум, но были отключены мягкие тени - soft shadows, поскольку они, к сожалению, не работают с антиальясингом. Тестирование проводилось на разрешении 1920X1200 с 4x антиальясингом и 16x анизотропной фильтрацией.
Безусловно, F.E.A.R. не является примером нового игрового движка, да и DX10-версии игры попросту не существует. Тем не менее, мы решили начать тестирование в Vista именно, поскольку ее движок самый продвинутый (и самый требовательный к ресурсам) из игровых движков предыдущего поколения.
Видно, что NVIDIA медленно, но верно наращивает производительность своих драйверов для SLI-режима в Vista, что позволило Windows Vista в данной ресурсоемкой игре быть на равных с Windows XP. Недавно выпущенные драйвера версии 163.69 показали несущественное увеличение производительности по сравнению с ForceWare 162.22.
Lost Planet
Lost Planet - это fps-шутер от CAPCOM, поддерживающий как DX10, так и DX9. Пользователи могут самостоятельно выбрать, в каком режиме они хотят играть. DX10 прельщает более продвинутой моделью освещения и более высоким качеством пиксельных шейдеров, что нельзя не заметить на скриншотах, но в ходе игры они едва различимы. Тестирование проводилось на разрешении 1920X1200 при включенных в DX9 8X AA и 16X AF, что позволило провести более равнозначное сравнение между Vista и XP.
Первое, что стоит отметить, - то, что в DX10-режиме мы столкнулись с аномалией при игре на высоких настройках AA. Последним мы не уверены в данном результате, мы исключили данный пункт из нашего графика. Мы попытаемся изучить проблему и обновим статью, как только будут получены корректные результаты. Сравнивая DX9-режим в Vista с DX9-режимом в Windows XP, видно, что SLI-конфигурация GeForce 8800 GTX в Vista уступает по производительности Windows XP чуть меньше 6%.
Что касается разницы в производительности между старой ревизией драйверов и новой, то 163.69 оказались далеко впереди.
World In Conflict
World In Conflict - даже спустя пару недель после релиза - можно с уверенностью назвать одной из самых впечатляющих RTS современности, созданной на базе одного из самых совершенных движков. Созданный Massive Entertainment игровой движок MassTech предлагает геймерам самые реалистичные видеоэффекты в играх данного жанра, и может похвастаться возможностью полного разрушения объектов окружающей среды. Игра серьезно задействует ресурсы CPU, но также существенно нагружает графический конвейер. Наше тестирование проводилось на разрешении в 1920X1200 с включенным 4X AA.
World In Conflict в отличие от других протестированных нами игр оказался более требовательным к ресурсам компьютера. Видимо, именно по этой причине разница между 162 и 163-ей версиями ForceWare разницы практически не видно, зато ощутимо падение производительности в 15% при переходе к Windows Vista.
Enemy Territory: Quake Wars
Enemy Territory: Quake Wars тоже вышел буквально на днях. Игра основана на базе стареющего движка Doom3 с добавлением технологии, которую сам Джон Кармак (John Carmack) называет мегатекстуры (от англ. MegaTextures). Мегатекстуры представляют собой громадные текстуры окружающей среды, которые при необходимости загружаются в игровой движок. Это избавляет от необходимости многократной загрузки маленьких текстур и существенно улучшает качество окружающих пространств. Таким образом, ET: Quake Wars есть движок Doom 3, прокачанный стероидами и скрещенный с BattleField 2. Тестирование игры, как и в других случаях, проводилось при разрешениив 1920X1200 с включенным 4X AA.
Значительно доработанный движок Doom 3 в ET: Quake Wars показал скачок в 5% при использовании новых драйверов NVIDIA. Что касается перехода от Windows XP к Vista, то в SLI-режиме производительность упала примерно на 10%.
Bioshock
Bioshock - это DX10-порт игры, оригинально изданной на Xbox 360. Как любит называть игру разработчики из 2K Games, это "генетически модифицированный fps" с поразительными пиксельными шейдерами, которые позволяют реализовать поражающие фантазию спецэффекты и восхитительный геймплей. Созданная на базе движка Unreal Engine 3 эта новейшая игра может похвастаться шейдерными эффектами аля DX10. Движок сам по себе позволяет DX10-совместимым системам задействовать DX10-режим. Благодаря DX10 геймеры могут насладиться более совершенной системой освещения и теней, системой частиц. Игру мы тестировали на разрешении 1920X1200 с включенными 4X AA и 16X AF.
Наши источники в компании NVIDIA ранее сообщали, что компания серьезно работает над увеличением производительности SLI, в частности при работе DX10-режима в Bioshock в Windows Vista. В результате виден прирост производительности в 27%, который дает установка последней версии ForceWare - 163.39. на самом деле, DX10-режим игры в Vista оказался быстрее, нежели чем DX9-режим. И несмотря на то, что все же имеет место 20%-ое падение производительности по сравнению с DX9-режимом в Window XP, геймплей в DX10-режиме Vista оказался на удивление приятным: количество fps держалось на уровне более 80 и это на разрешении в 1920X1200 с включенныс 4X AA.
Заключение
Наш довольно-таки беглый взгляд на производительность технологии NVIDIA SLI в Windows Vista с ее DX10 против DX9 вырисовал достаточно детальную картину. Мораль сей истории такова, что, как и ожидалось, NVIDIA удалось-таки сделать серьезный шаг в увеличении производительности многопроцессорного (от англ. multi-GPU) рендеринга в новой ОС Microsoft. Bioshock является наиболее ярким примером удачной оптимизации и Vista и DX10, поскольку SLI-производительность в Vista оказалась практически на равных с таковой в Windows XP на одинаковых настройках. Конечно же, не стоит забывать, что драйвера для XP оптимизировались в лабораториях NVIDIA в течение долгих (по компьютерным меркам) лет. По мере выхода новых драйверов (и новых игр) мы постараемся держать вас в курсе баталий DX9 против DX10. Так что оставайтесь в курсе.