Все, кто недоволен неприятными изменениями в Windows 8, будут рады узнать, что Microsoft продолжает исправлять самые серьезные проблемы, которые эти изменения доставили пользователям. И будьте уверены: на Windows 8.1 дело не остановится.
Хотя точные сроки появления исправлений пока неясны – мои источники говорят о «следующей версии Windows», под чем, как я понимаю, подразумевается следующее обновление, условно Windows 8.2, – природа этих изменений уже понятна. Новая группа разработчиков Microsoft, ныне ответственная за развитие операционной системы, со всей очевидностью посвятила последние несколько месяцев ревизии и отказалась почти от всех безальтернативных решений, обрекших первую версию Windows 8 на провал.
Так уж сложилось, что большую роль в этой истории играет внутренняя политика в компании.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем наверняка, почему в прошлом году Стивен Синофски (Steven Sinofsky) покинул Microsoft, но во всяком случае точно известно, что его уход оказался внезапным и неожиданным. И мы подозреваем, что его выставили в рамках подготовки к последующей отставке гендиректора Стива Балмера (Steve Ballmer) и в связи с вопросом наследования высшего руководящего поста. Синофски – очень интересная личность, одаренный и волевой человек, но в то же время ужасный педант, безжалостный к тем, кого считает бесполезным. Однако самый главный его недостаток – склонность к разделению на своих и чужих, так что многие сотрудники Microsoft в его правление оказались в разных лагерях: для одних Синофски был двигателем карьеры, другие пугались его и считали опасным.
Когда Синофски ушел, его обязанности были временно распределены между двумя руководителями: его главной заместительницей Джули Ларсон-Грин (Julie Larson-Green) и Тами Реллер (Tami Reller), которую многие считают идеальным кандидатом на пост гендиректора Microsoft. Однако когда в нынешнем году было объявлено о реорганизации, и Ларсон-Грин, и Реллер из списка потенциальных преемников Балмера выбыли: первая возглавила новое подразделение по разработке устройств, а вторая стала руководителем компании по маркетингу.
Те, кто не следит за внутренними пертурбациями в Microsoft, сейчас наверно задаются вопросом: и кто же тогда руководит разработкой Windows? Ответ: Терри Майерсон (Terry Myerson). Отсюда неизбежно вытекает следующий вопрос: а кто это вообще такой?
Вопрос справедливый. Раньше Майерсон возглавлял подразделение Windows Phone, так что, вроде бы, не годится в руководители разработкой всех клиентских операционных систем Microsoft. Тем не менее, именно этим он теперь занимается и уже неоднократно говорил о необходимости консолидации Windows 8.x, Windows RT и Windows Phone для упрощения ассортимента. Чем дальше, тем больше Майерсон мне нравится.
По-моему, раньше переворотов подобного масштаба в Microsoft не происходило, да и вообще в отрасли это нечастое явление. Ближайший настолько же драматический случай имел место, пожалуй, еще в те времена, когда компания Apple купила фирму Next вместе со Стивом Джобсом (Steve Jobs). По мере роста влияния Джобса и его товарищей из Next некоторые сотрудники Apple начали задаваться вопросом: кто кого купил? Подозреваю, что оставшиеся со времен Синофски разработчики Windows ощущают себя сейчас примерно так же.
Впрочем, таких немного. Тихо, но быстро Майерсон разделался с остатками команды своего предшественника. Когда было объявлено о реорганизации, крупные фигуры времен Синофски – Йон ДеВаан (Jon DeVaan) и Антуан Леблонд (Antoine Leblond) – лишились своих руководящих постов. Дин Хачамович (Dean Hachamovitch), много лет возглавлявший разработку Internet Explorer, в ноябре тихо покинул компанию в неизвестном направлении. А Теда Дворкина (Ted Dworkin), руководителя Магазина Windows, и Йенсена Харриса (Jensen Harris), ответственного за пользовательский интерфейс, отправили в команду разработчиков Bing (что в Microsoft эквивалентно ссылке в Сибирь).
Однако Майерсон не просто избавляется от тех, кто поддерживал идеи Синофски по поводу Windows. Он пытается разгрести тот бардак, который они после себя оставили. Хотя лично меня Windows 8 вполне устраивает (и особенно Windows 8.1), нельзя не признать, что это самый спорный из релизов Windows, натуральный монстр Франкенштейна, сочетающий совершенно разные мобильную и настольную платформу в одной несогласованной операционной системе. И появился этот монстр в самое неудачное для Microsoft время. Google Android и Apple iOS широким массам гораздо понятнее, а Windows от них безнадежно далека.
Первые шаги для исправления этих проблем уже сделаны в Windows 8.1, и надо отдать должное Ларсон-Грин и Реллер: это произошло под их руководством. В Windows 8.1 вернулась кнопка «Пуск» (Start), а пользователям настольных компьютеров стало гораздо проще избегать столкновения с мобильной средой Metro.
Но для многих этого оказалось недостаточно, так что общая доля пользователей Windows 8.x растет плохо, примерно в три раза медленнее, чем в свое время Windows 7. Так что Майерсон теперь планирует еще более радикальные изменения. Он собирается объединить Windows Phone и Windows RT в одну платформу. Вслед за Windows 8.1 планируется выпуск обновления под кодовым названием «Threshold», которое выйдет во второй половине 2014 года. Оно еще больше сблизит пользовательские интерфейсы Windows, Windows Phone и Xbox One.
В прессе уже начали появляться кое-какие подробности по поводу Threshold – или, скажем проще, Windows 8.2. Во-первых, в обновлении появится возможность запускать полноэкранные мобильные Metro-приложения в окнах на Рабочем столе, что позволит более эффективно сочетать их с настольными программами. Во-вторых, страдальцы получат обратно меню «Пуск», так что проблема с заменой привычного интерфейса на начальный экран будет решена.
Для меня ни то, ни другое не имеет особого значения, и я еще не добился подтверждения других известных мне подробностей о Threshold – например, про отмену платы за Windows RT/Phone. Но так или иначе, нет сомнения, что для многих пользователей эти нововведения окажутся решающими. Главной причиной провала Windows 8 была вовсе не интеграция с мобильными технологиями – просто разработчики Microsoft совершенно не подумали о том, насколько такая гибридная среда будет неудобна для полутора миллиардов пользователей традиционных компьютеров с Windows. А когда эти пользователи начали жаловаться, их обозвали нытиками.
Но они не нытики, они потребители. И хотя задуманные Майерсоном изменения можно жестоко назвать шагом назад, удовлетворять потребителей – это всегда правильная стратегия. Windows 8.1 – первый шаг в верном направлении, и только теперь Microsoft наконец оказалась на пороге поистине правильного решения.