Концепция «приноси свое собственное устройство» (BYOD) широко распространена в большинстве компаний. По оценкам одной аналитической фирмы, от двух третей до трех четвертей организаций разрешает сотрудникам пользоваться собственными мобильными устройствами для работы – хотя бы для получения почты. Казалось бы, логично предположить, что так же компании будут относиться и к собственным компьютерам сотрудников?
И да, и нет.
Идея «используй свой собственный ПК» (BYOPC) существует столько же, сколько сами ПК – то есть, домашние компьютеры. С середины 1980-х люди заходят с собственных компьютеров в корпоративную почту и берут работу на дом (отсюда и скандальные утечки данных с потерянных флешек и CD-дисков). Это и есть BYOPC, даже если официальные ИТ-круги не желают этого признавать.
Но сегодня BYOPC означает нечто иное: сотрудники покупают собственные компьютеры для работы и для личных нужд. Некоторые организации на самом деле уже много лет экспериментируют с этой концепцией. Ее движущей силой выступают в основном сотрудники руководящего уровня, желающие пользоваться «маками», которые мало где разрешены для выполнения каких бы то ни было рабочих задач, не считая маркетинга или разработки. Эти исключения в некоторых организациях постепенно превратились в программный эксперимент.
В таких экспериментах сотрудникам обычно разрешается выбрать себе компьютер из списка одобренных моделей и получить широкие права администрирования или возможность устанавливать собственное программное обеспечение, часто ценой лишения корпоративной техподдержки. Многие компании, особенно технологические, такие как Cisco Systems, Intel, IBM и BT, разрешили использовать собственные программы и внедрили гибкий подход для тех сотрудников, которым приходится много путешествовать.
Этот гибкий подход к персональным компьютерам будет, скорее всего, развиваться и в дальнейшем. Однако в движение BYOPC в его классическом понимании он вряд ли перерастет, считает Крис Хейзелтон (Chriz Hazelton), аналитик по мобильным устройствам в компании 451 Research. По его мнению, BYOPC не является естественным продолжением BYOD по нескольким причинам.
Компьютеры слишком дороги, чтобы большинство сотрудников согласилось покупать их ради работы. Ноутбуки бизнес-класса стоят от $1000, что намного выше, чем $200-300 за смартфон – по крайней мере, в США, где почти все смартфоны продаются по контракту с сотовым оператором. iPad и прочие планшеты стоят от $500 до $800 за приличную конфигурацию – сравнимо с ноутбуками, но как отмечает Хейзелтон, большинство BYO-планшетов покупается в первую очередь для личных нужд, а возможность использовать их для работы является удобным бонусом, не необходимостью. К тому же сотрудникам, которые нуждаются в планшетах, их покупают обычно сами компании.
Инструменты управления для гетерогенных компьютерных средств пока оставляют желать лучшего. Хотя многие вендоры предлагают решения, позволяющие управлять компьютерами примерно так же, как устройствами, эти продукты пока не дотягивают до того уровня, на который привыкли рассчитывать ИТ-специалисты, считает Хейзелтон. Они пока являются лишь прототипом будущих возможностей и существенно отстают от широко распространенных инструментов управления корпоративными компьютерами, использующими стандартные образы, приложения и аппаратные конфигурации. В последних обновлениях Mac OS X появилась возможность использовать API управления из iOS, что облегчает управление «маками», кому бы они ни принадлежали, но проблему с управлением личными Windows-компьютерами сотрудников это не решает.
ИТ-специалисты не пожелают запросто отдать на откуп сотрудникам сферу, в которой безраздельно царствовали на протяжении двух десятилетий. Да, первые ПК, появившиеся в компаниях в середине 1980-х, были типичным воплощением BYO, или по крайней мере выбирались самими отделами. Но к 1990-м ИТ-специалисты в крупных компаниях взяли приобретение и управление компьютерами в свои руки и с тех пор уже не отдавали это право никому. «Компьютерные вычисления движутся к независимости от конкретного устройства, но современные ИТ-специалисты сегодня придают большое значение платформе с точки зрения управления и безопасности», – отмечает Хейзелтон.
Хотя движение BYOPC вряд ли будет таким же распространенным, как BYOD, Хейзелтон видит несколько сфер, где оно может оказаться уместным:
• В организациях, работающих по гостиничной модели, когда сотрудник не имеет постоянного рабочего места и заказывает его, только если хочет поработать в офисе; при этом в качестве компьютера используется тонкий клиент. В таких компаниях логично разрешить BYOPC, поскольку ПК, в отличие от тонких клиентов, могут использоваться и для личных, и для рабочих задач, которые актуальны для мобильных сотрудников. • Для сотрудников, проводящих много времени в командировках, – личное и рабочее при этом тесно переплетаются. • В организациях, не готовых пока сделать Mac стандартной рабочей опцией. Они могут разрешить покупку BYO-«маков», чтобы запускать на них виртуальные машины с Windows для выполнения рабочих задач.
А пока BYOPC в большей степени подразумевает под собой домашние компьютеры. А как дела обстоят в вашей компании?