Хэл Беренсон (Hal Berenson) написал великолепную статью о проблеме выбора, с которой Microsoft пришлось столкнуться при разработке системы Windows 8. «А что если бы Microsoft сделала Windows 8 по-другому?» – задается вопросом мой коллега. При всем уважении, не могу согласиться с его выводами.
Беренсон предлагает несколько сценариев разработки Windows 8. Что если бы Microsoft выпустила отдельные версии Windows для настольных компьютеров, планшетов и смартфонов? Что если бы Microsoft распространила Windows Phone на планшеты, оставив настольную ОС как есть? Что если бы вместо разработки отдельной Metro-версии Microsoft оптимизировала старый Рабочий стол для сенсорного управления? В конечном итоге он приходит к выводу, что Microsoft выбрала наилучший вариант.
Со всем уважением, я не согласен.
Мне кажется, корень проблемы кроется в упорном стремлении Microsoft использовать бренд Windows для продуктов, имеющих между собой не больше общего, чем круизный лайнер и желтая резиновая уточка. Поскольку руководство Microsoft считает, что Windows должна охватывать все вообразимые платформы, оно изо всех сил старается, чтобы продукты под этим брендом выглядели – а порой и функционировали – одинаково. Именно поэтому у нас теперь есть блистательные плиточки с прогнозом погоды на автономном Windows-сервере.
В стремлении удовлетворить сразу всех бренд Windows близок к тому, чтобы окончательно утратить прежнюю репутацию, причем во всех отношениях.
Еще несколько лет назад стало понятно, что Windows пора на покой. Не хочу говорить гадости, но все, кто видел статистику продаж Windows 7, знают, что они достигли наивысшей точки и пошли на спад (что, несомненно, было связано с релизом первой версии iPad).
В тот момент самым очевидным решением (для меня, по крайней мере) было бы приложить все усилия к поддержанию продаж Windows на достойном уровне и приняться за поиски новых источников прибыли. Но этого не произошло. Поскольку Microsoft упорно хочет использовать название «Windows» для любых продуктов, от кондитерской глазури до паркетной мастики и от тостеров до холодильников, разработчики Win8 просто налепили в Win7 нелепых надстроек и ожидали, что аудитория радостно это проглотит.
Если браться за абстрактные сравнения, то Windows 7 была как усталый вьючный мул, медленно, но верно движущийся к смерти. И вместо того чтобы помочь ей еще немного продержаться, Microsoft завалила 400-килограммовую тушу на спину.
Я, конечно, не знаком с тонкостями маркетинга Microsoft, и волшебного хрустального шара у меня под рукой нет. Но зато я лично знаю огромное количество пользователей Windows. Мне приходится изо дня в день отвечать на их вопросы, и я вижу, что подавляющему большинству Windows надоела. Люди готовы мириться с ней, если на этом настаивает руководство, если им приходится пользоваться определенными программами, работать с документами Word и таблицами Excel, если они сами не разбираются в компьютерах, а знакомый эксперт работает только с Windows. Но будь у них хоть малейший шанс, большинство ни за что не купило бы еще один компьютер с Windows. Слишком много сложностей и негативных ассоциаций связано с этим брендом.
Именно поэтому я не согласен с Беренсоном. Думаю, Microsoft совершила большую ошибку, выкрасив свою мобильную платформу в цвета Windows. По-моему, Microsoft удалось бы произвести куда большее впечатление, если бы Windows (и клиентская, и серверная) продолжала выполнять свою прежнюю задачу – поддерживать дыхание во вьючном муле. А на мобильный рынок Microsoft стоило вступать свободной от своего сомнительного прошлого.
Ребята, выберите уже любое другое название. Создайте новую операционную систему, не отягощенную печальным прошлым Windows. Ставьте ее на смартфоны, планшетофоны, планшеты. Не пытайтесь сшить шелковый мобильный наряд из свиной настольной кожи (к тому же, весьма потертой). И всеми силами старайтесь избегать ассоциаций новой чистенькой ОС со старой, нелюбимой Windows.
Конечно, даже с новым названием и новым образом Microsoft нелегко было бы соперничать с такими мощными конкурентами, как Apple, Google и Samsung. Но хоть был бы шанс.