Я придерживаюсь ряда твердых правил в отношении продукции Microsoft. Первое – вполне распространенное – избегать пользования любыми рэдмондскими продуктами версии 1.0. Второе – пропускать каждое второе обновление операционной системы (тоже популярное решение). Я не последовал этому правилу с Vista и очень о том пожалел. Windows 7 оказалась гораздо приличнее, поэтому я не вижу смысла отказываться от нее в пользу еще не прирученной MS Windows 8, особенно если речь идет об обновлении системы, а не о покупке нового компьютера.
Наверное, рано или поздно мне потребуется новый ноутбук и/или планшет, и тогда я еще подумаю, стоит ли брать Win8. Но если устройство не оснащено сенсорным экраном, я не вижу никакого смысла переходить на «восьмерку». И я в хорошей компании.
В декабре портал Consumer Reports дал точно такую же рекомендацию: «Если вас до сих пор устраивает Windows 7 или даже Windows XP, нет никаких неоспоримых причин переходить на Windows 8», – пишет Донна Л. Тапеллини (Donna L. Tapellini).
Журналист Computerworld Грег Кейзер (Gregg Keizer) подтверждает, что в продажах Win8 нашли отражение те же самые сомнения потребителей. Хотя в декабре Windows 8 продавалась более активно – наверняка благодаря тем, кто хотел купить новый компьютер к Рождеству и не имел большого выбора в отношении операционной системы, – в целом продажи «восьмерки» в три с лишним раза меньше первых продаж Windows 7 и даже немножко хуже, чем у Vista. Вот что пишет Кейзер:
«Неспособность Windows 8 догнать Vista – опасный симптом для новой операционной системы. Vista признали неудачей отчасти еще и потому, что она не получила широкого распространения среди потребителей. Ассоциации с этим провалом, а не с предыдущим и последующим триумфами – Windows XP и Windows 7 – могут обернуться тем, что Windows 8 приравняют к Vista... По мнению экспертов, маловероятно, что компании будут переходить на Windows 8 – они совсем недавно перешли на Windows 7 и нынешняя ОС их вполне устраивает».
Разумеется, Microsoft говорит совсем другое. На технологической конференции в конце ноября вице-президент Тами Реллер (Tami Reller) заявила, что компания продала более 40 млн. лицензий на Windows 8, а по количеству обновлений новая операционная система опережает Windows 7.
Вопрос в том, кому были проданы эти лицензии. OEM-производителям, выпускающим компьютеры, которые, как они надеются, кто-нибудь в конце концов купит? Microsoft еще не назвала конкретные цифры по партнерским, розничным продажам и обновлениям. А когда назовет, наверняка приукрасит их здоровой порцией вранья, уверен журналист InfoWorld Вуди Леонхард (Woody Leonhard).
Блогер Пол Таррот (Paul Thurrott), который обычно полон энтузиазма в отношении рэдмондской продукции, сообщает, что продажи оказались ниже собственных прогнозов компании. Он высказывает несколько предположений, почему:
«Новая черт-пойми-какая операционная система Microsoft – это странное франкенштейновское смешение старого и нового, скрывающее великолепное обновление Рабочего стола под сумасшедшим Metro-интерфейсом. Она ориентирована на сенсорное управление, заявляет Microsoft, но в действительности она полностью сенсорная, хотим мы этого или нет (и вне зависимости от наличия сенсорного экрана). Именно неспособность компании предоставить своим собственным потребителям возможность выбора интерфейса делает Windows 8 таким большим разочарованием для пользователей».
То, что Microsoft выпустила сразу две в общем несовместимые версии Windows 8 и решила конкурировать с собственными OEM-партнерами за покупателей, тоже не улучшает ситуацию, отмечает Таррот.
Леонхард, которого уж никак нельзя назвать фанатом Windows 8, видит для Microsoft несколько шансов. Один из них – начало продаж планшетов Surface с настоящей Windows 8 (не RT) в конце января. Это даст Microsoft возможность побороться за корпоративных клиентов, которые и хотят, и боятся Apple iPad. Второй шанс связан с тем, что большинство пользователей Win8 еще до сих пор толком не опробовало Metro-интерфейс, и это может сыграть на руку Microsoft. Леонхард пишет:
«Если Microsoft удастся выдумать достаточно убедительную причину, по которой рядовые потребители захотят пользоваться Metro (да, это большое допущение), компания сможет рассчитывать на значительное повышение продаж. Разработать приложение, которое всем понравится, гораздо проще, чем создать целую новую Windows, и похоже, пока мало кто занимался изучением Metro с этой точки зрения».
Ну и не стоит забывать о движении «Верните меню », которое вряд ли скоро утихнет. Так что для Microsoft, пожалуй, еще есть надежда – и для расстроенных пользователей тоже.