Выпустив Windows 8 и планшеты Surface на ее основе, Microsoft радикально переменила свой подход к пользовательскому интерфейсу. После традиционного графического интерфейса в стиле Гейтса, где функциональным командам уделялось даже чересчур много внимания, Microsoft ударилась в другую крайность, сведя на нет все удобство большими разноцветными плитками и спрятав нужные опции.
Новый дизайн со всей очевидностью оптимизирован для сенсорных экранов (где большие элементы управления только приветствуются), но Microsoft навязывает этот стиль и пользователям традиционных компьютеров, потому что Windows 8 изобилует планшетными функциями.
Насколько это удобно для реальных пользователей, которым требуется делать реальную работу? Чтобы это выяснить, мы пригласили двенадцать опытных пользователей ПК испытать Windows 8 и на обычных компьютерах, и на новых планшетах Microsoft Surface RT.
Два рабочих стола = умственная перегрузка и дополнительный расход памяти
Древнеримский бог Янус; доктор Джекил и мистер Хайд; даже главный враг Бэтмена Двуликий – тема двойственности неоднократно всплывает в человеческой культуре. Теперь в этот список можно добавить и Windows 8. Продукт показывает пользователю два лица: планшетный начальный экран и традиционный рабочий стол для ПК.
К сожалению, сочетание двух рабочих сред на одном устройстве – верный способ получить неудобный в обращении продукт, по нескольким причинам:
• Пользователям приходится запоминать, где какие функции искать. • При использовании веб-браузеров в обоих средах в каждый момент времени пользователи будут видеть (и помнить) только несколько открытых страниц. • Переключение между рабочими средами усугубляет умственную нагрузку, связанную с использованием большого набора функций. • Рабочие среды устроены совершенно по-разному, нарушая целостность пользовательского опыта.
Отсутствие многооконности = перегрузка памяти при выполнении сложных задач
Один из худших аспектов Windows 8 для опытных пользователей заключается в том, что само название продукта (буквально «окна») утратило связь с реальностью. «Windows» больше не поддерживает использование сразу нескольких открытых окон на экране. В Win8 есть возможность временно добавить на экран уменьшенное второе окно, но ни одному из пользователей, участвовавших в нашем эксперименте, не удалось задействовать эту функцию. Основной интерфейс ограничивает использование одним окном, так что продукт стоило бы переименовать в «Microsoft Window» (буквально «окно»).
Однооконный подход хорош на планшетах и обязателен на маленьких смартфонных экранах. Но при наличии большого монитора и десятков одновременно запущенных окон и приложений пользователю мощного компьютера гораздо удобнее просматривать при необходимости несколько окон одновременно. В частности, большинство ситуаций, связанных с использованием веб-браузера, предусматривает сопоставление нескольких веб-страниц, а это куда удобнее делать в нескольких окнах, если размер экрана позволяет.
Если пользователь не может видеть несколько окон одновременно, ему приходится держать информацию из одного окна в кратковременной памяти, просматривая содержимое другого окна. Это неудобно по двум причинам. Во-первых, человеческая кратковременная память крайне ненадежна, а во-вторых, сама необходимость переключаться между окнами вместо того, чтобы взглянуть в уже открытое окно, создает дополнительную нагрузку на умственные ресурсы.
Плоское оформление затрудняет восприятие элементов управления
Интерфейс Windows 8 совершенно плоский в той части, которая когда-то называлась «Metro», а теперь именуется «Modern UI», «современным интерфейсом». Здесь нет никакого псевдо-3D или особой подсветки и теней, которые слегка выделяют элемент на фоне остальных, намекая, что на нём можно нажать, или как будто вдавливают его в поверхность страницы, указывая на то, что это поле для ввода текста.
Я согласен, что Metro/Modern куда элегантнее с точки зрения оформления, чем предыдущие варианты интерфейса, и что яркие цветные плитки смотрятся очень свежо.
Но новое оформление ради непохожести на традиционные интерфейсы жертвует удобством. Не зря дизайнеры графических интерфейсов раньше делали объекты более детализированными и активными, чем в Metro. Взгляните, к примеру, на это меню «Параметры» (Settings):
Нижняя часть меню Windows 8 «Параметры» на Surface RT.
Где здесь можно нажимать? Все элементы выглядят плоскими, и даже ссылка «Изменение параметров компьютера» (Change PC settings) кажется скорее подписью к группе значков, чем командой, на которой можно щелкнуть. В результате многие пользователи в ходе нашего эксперимента даже не нажали на этой ссылке, пытаясь найти одну из функций, которая скрывается как раз в данном разделе.
(Перед пользователями стояла задача: изменить фон начального экрана. Все дополнительно усложнил тот факт, что многих пользователей ввело в заблуждение само название команды: они рассматривали Surface как планшет, а не как «компьютер».)
Мы также заметили, что многие пользователи не замечают или неправильно интерпретируют элементы графического интерфейса во вкладках, поскольку выбранная вкладка плохо выделяется, да и сама возможность нажатия на вкладках неочевидна.
Значки плоские, монохромные и чрезвычайно упрощенные. Это, несомненно, ответ на чересчур вещественные, цветные и исключительно подробные значки в Apple iOS, оформленные в виде реальных инструментов. В данном случае, на мой взгляд, компромиссное решение было бы куда лучше обеих крайностей. В ходе нашего эксперимента пользователи зачастую не могли соотнести значки с соответствующими функциями или вообще не понимали, что на них изображено.
Значки должны (а) помогать пользователям интерпретировать систему и (б) выглядеть нажимаемыми. Ни с той, ни с другой задачей значки в Win8 не справляются.
Низкая плотность информации
Существующие рекомендации по дизайну в стиле Modern UI, похоже, стимулируют разработчиков создавать приложения с исключительно низкой информационной насыщенностью. Посмотрите, например, на эти скриншоты:
Начальные экраны приложений Bing Finance (вверху) и Los Angeles Times (внизу) на планшете Surface.
Даже на огромном 10,6-дюймовом планшете приложение Bing Finance показывает на начальном экране всего один анонс и три биржевые котировки. Приложение газеты Los Angeles Times ненамного лучше: здесь на начальном экране показаны всего три заголовка и рекламное объявление. Не влез даже полный заголовок статьи номера, а в кратком описании поместилось всего семь слов. Неужто этот ничтожный минимум информации – все, что можно уместить на пространстве 1366×768 пикселей?
www.latimes.com в планшетном браузере.
Если зайти на сайт газеты через Internet Explorer, страница выглядит куда более информативно, хотя сайт, к сожалению, все равно не использует в полной мере доступное пространство широкого экрана на Surface (и многих полноценных мониторах). На главной странице сайта помещается девять анонсов (и три рекламных объявления) в том же пространстве, которого Metro хватило всего на три заголовка. К тому же, дается полное краткое описание ключевых статей.
Да, большие фотографии – это здорово. Да, просторная верстка – это хорошо. Но не обязательно быть фанатичным последователем Эдварда Тафти (Edward Tufte), чтобы хотеть более рационального информационного наполнения экрана.
В результате из-за чрезвычайно низкой плотности информации на Surface пользователям приходится постоянно листать экран, чтобы хотя бы в общих чертах ознакомиться с имеющимися данными.
Как оказалось, горизонтальная прокрутка на Surface пользователей не напрягает – это любопытно, если учесть, что в случае с настольными компьютерами горизонтальная прокрутка на сайтах – настоящая катастрофа с точки зрения удобства. Тем не менее, чересчур много прокрутки – это тоже ничего хорошего, и пользователям вряд ли захочется тратить время на неторопливое продвижение по огромному массиву разреженной информации.
Недостаток чересчур «живых» плиток
Живые плитки – одно из продвинутых нововведений пользовательского интерфейса Windows 8. Вместо того чтобы всегда представлять приложение статическим значком, «живая» плитка дает краткий обзор свежей информации из этого приложения. При разумном использовании это хорошо. В числе удачных примеров:
• Текущие температура и осадки (или прогноз) на плитке приложения «Погода» (Weather). • Тема последнего входящего письма на плитке приложения «Почта» (Mail). • Ближайшее событие на плитке приложения «Календарь» (Calendar). • Текущий курс на плитке биржевого приложения.
К сожалению, разработчики приложений перестарались и перешли от «живых» плиток к «буйным». Например...
Быстро, не читая подписи, постарайтесь догадаться, какие приложения представляют эти четыре плитки?
«Живые» плитки (по часовой стрелке, начиная с верхней левой): Urbanspoon, Los Angeles Times, Newegg и Epicurious.
Newegg – единственное приложение, название которого указано на плитке. Когда мы попросили участников эксперимента запустить другие приложения, они не сумели их найти. И это на новом планшете, где установлено ещё совсем не много программ. По опыту тестирования других планшетов и мобильных устройств мы знаем, что пользователи очень быстро обрастают приложениями, которые потом редко используют и не всегда могут опознать, даже со статическими, не меняющимися значками.
Теоретически, без сомнения, «живыми» плитками предполагается привлекать пользователей, постоянно показывая им новые фотографии и другой интересный контент. Но в результате начальный экран Surface превращается в постоянно мельтешащую, беспорядочную среду, как будто на тебя кричат десятки карнавальных зазывал разом.
«Чудо-кнопки» – скрытые команды общего назначения
Одно из самых многообещающих дизайнерских решений в Windows 8 – расширенное использование универсальных команд в формате так называемых «чудо-кнопок» (charms). Это кнопки в боковой панели, которая всплывает с правого края экрана, если провести пальцем от правой грани дисплея к центру (на планшете) или подвести курсор к верхнему правому углу экрана (на компьютере).
На панели «чудо-кнопок» собраны такие функции, как «Поиск» (Search), «Общий доступ» (Share), в том числе через почту, и «Параметры» (Settings). Все эти функции применяются к тому контенту, который пользователь просматривает в данный момент. В принципе, здорово всегда иметь под рукой эти команды в едином, универсальном интерфейсе, который всегда можно вызвать одним и тем же способом.
На практике «чудо-кнопки» работают плохо – по крайней мере, для новых пользователей. Старая поговорка «с глаз долой – из сердца вон» срабатывает и тут. Поскольку «чудо-кнопки» скрыты, участники нашего эксперимента часто о них забывали, даже когда они были нужны. В приложениях типа Epicurious, где имеется видимое напоминание о функции поиска, пользователи искали гораздо чаще.
Скрытие команд и других элементов управления имеет смысл на маленьких мобильных телефонах. На больших планшетных экранах это менее актуально, а на огромных компьютерных дисплеях и вовсе бессмысленно.
Более того, «чудо-кнопки» на самом деле не всегда работают одинаково, потому что это не вполне универсальные команды. В ходе нашего эксперимента пользователи часто сталкивались с сообщением «Поиск в этом приложении невозможен» (This application cannot be searched) при попытке воспользоваться «чудо-поиском». Несколько таких разочарований – и человек вообще перестанет пытаться. (К тому же, это, разумеется, нарушает базовый принцип полезности: нельзя дразнить пользователей функцией, которая в действительности недоступна.)
Наконец, не все участники эксперимента поняли, что команды зависят от контекста и выполняют разные функции на разных страницах.
Многие другие функции по умолчанию скрыты и появляются только при выполнении определенных, зачастую сложных жестов. Например, всем участникам нашего эксперимента с трудом далось выполнение чрезвычайно простой задачи: изменить город в приложении «Погода». Очевидные жесты – например, нажатие на названии текущего города для смены местоположения – не срабатывали. Все дополнительно усложнялось тем, что Modern UI никак не обозначает, какие слова и поля активны и/или могут быть изменены.
Что можно сказать об удобстве скрытых функций Windows 8 в долгосрочной перспективе? Есть вероятность, что пользователи привыкнут к необходимости вызывать «чудо-кнопки» и другие скрытые команды, хотя это дополнительно усложняет работу с системой. Пользователям приходится самостоятельно вспоминать о тех или иных функциях, поскольку им об этом никто не напоминает. В результате они зачастую могут пренебрегать полезными возможностями Win8.
Кроме того, привыканию к нужным функциям в долгосрочной перспективе может помешать тот факт, что веб-сайты с продуманным дизайном приучили пользователей ожидать появления важных элементов управления непосредственно в том контексте, в котором они нужны. Нельзя создать веб-сайт со скрытыми функциями и рассчитывать, что они будут использоваться. Функции веб-сайтов обычно эфемерны, поэтому они должны быть весьма недвусмысленно заявлены, чтобы ими пользовались.
В результате опыт работы с веб-сайтами заставляет пользователей рассчитывать на видимое проявление разнообразных функций. Пока неясно, сумеет ли материальность планшета Surface оказаться достаточно эффективным стимулом к поиску скрытых функций при работе с планшетными приложениями.
Высокая вероятность ошибки при использовании жестов
Планшетная версия Windows 8 предусматривает использование массы сложных жестов, в которых легко ошибиться, что делает интерфейс значительно труднее для освоения. Если что-то не срабатывает, пользователи не могут с точностью определить причину: в том ли дело, что они неправильно выполнили жест, или данный жест просто не работает в текущем контексте, а может быть, требуется вообще какой-то другой жест. В результате осваивать и запоминать жесты очень сложно, а при использовании высока вероятность ошибки и излишне увеличиваются временные затраты.
Самый неудачный жест – пожалуй, тот, с помощью которого вызывается список запущенных приложений: необходимо сначала провести пальцем от левой грани экрана, затем тут же изменить направление и провести немного назад, а потом на 90 градусов развернуться, чтобы прикоснуться к миниатюре нужного приложения. Малейшая ошибка на любом из этапов – и результат будет совершенно другой.
Во многих аспектах интерфейса сенсорное управление весьма двусмысленно: похожие (или вовсе одинаковые) жесты дают разный результат в зависимости от малейших нюансов их активации или выполнения. Например, если провести пальцем справа налево – либо задействуется горизонтальная прокрутка, либо появляется панель «чудо-кнопок», в зависимости от того, в каком месте палец первоначально прикоснулся к экрану. В ходе нашего эксперимента это сильно сбивало участников с толку.
Пользовательский интерфейс Windows 8: слаб на планшетах, ужасен на компьютерах
Как упоминалось во введении, Windows 8 сочетает два интерфейса в одном продукте. Windows 8 на мобильных устройствах и планшетах – это доктор Джекил, мятущаяся душа в надежде на искупление. На обычном компьютере Windows 8 превращается в мистера Хайда: это монстр, терроризирующий бедных офисных сотрудников и мешающий им продуктивно работать.
Хотя у Win8 есть недостатки с точки зрения удобства пользования на планшетах, все это относительно легко исправимо. Более того, удобство можно было бы значительно повысить, просто пересмотрев рекомендации для разработчиков приложений: достаточно подчеркнуть необходимость умеренного использования «живых» плиток», обеспечения более высокой информационной насыщенности, повышения видимости ключевых функций и выполнения многих других советов, о которых мы уже упоминали по результатам тестирования других планшетов.
(Я с изумлением обнаружил, что приложение Architectural Digest для Surface представляет собой прямо-таки собрание широко известных дизайнерских ляпов, вплоть до невозможности нажимать на заголовках на начальном экране. Жесты в этом приложении работают крайне неоднозначно, и наши пользователи часто запутывались в сложных сочетаниях горизонтальной и вертикальной прокрутки. А ведь всего этого можно было бы избежать, прочитай создатели те отчеты, которые мы публикуем совершенно бесплатно. Я еще могу понять (хотя и с трудом) те компании, которые создают неудобные приложения, потому что не хотят платить $298 за анализ интерфейса. Но испортить приложение, ничего при этом не сэкономив?.. Это для меня загадка.)
Я возлагаю большие надежды на Windows 9 для планшетов и мобильных устройств. Как Windows 7 оказалась «правильной Vista», так и сенсорная версия Windows 9 может оказаться «правильным Metro».
На обычных компьютерах дела обстоят гораздо хуже, особенно с точки зрения представлений разработчиков о том, в чем заключается продуктивность для офисных работников. Раньше это была основная аудитория Microsoft, а теперь компания подложила своим давним пользователям большую свинью, создав операционную систему, в которой все преимущества мощного компьютера уничтожены ради оптимальной работы на портативных устройствах.
Главная проблема заключается в стремлении использовать один программный интерфейс для двух совершенно разных классов техники. Было бы куда разумнее создать два разных продукта – один для мобильных устройств и планшетов, другой для компьютеров.
Я понимаю, почему Microsoft так нравится слоган «одна Windows для всех устройств». Но для пользователей эта стратегия не годится.
Я не ненавижу Microsoft
Поскольку в этой статье весьма сурово критикуется основой продукт Microsoft, некоторые наверняка заподозрят меня в том, что я фанат Apple или ненавистник Microsoft. Ни то, ни другое. Я перешел с Macintosh на Windows много лет назад и мне очень нравится Windows 7.
Я горячо приветствовал радикальную «ленточную» переделку Office (мы потом вручили несколько наград другим приложениям, которые перешли на этот инновационный интерфейс), и я в свое время назвал Kinect «замечательным прорывом в области интерфейсных технологий». У меня много друзей, которые работают в Microsoft, и я знаю, что в компании много очень талантливых специалистов по эргономике и талантливых дизайнеров интерфейса.
Я ничего не имею против Microsoft. Просто на мой взгляд, Windows 7 – это хороший продукт, а Windows 8 – неудачный. Я строю это заключение на основе первых принципов теории взаимодействия «человек – компьютер» и исходя из наблюдений за пользователями в ходе нашего последнего эксперимента. Не обязательно любить или ненавидеть компанию, чтобы объективно оценивать ее дизайн интерфейса.
Следующие несколько лет в продолжу пользоваться Win7 и буду надеяться на лучшее в лице Windows 9. Ведь одно из главных достоинств Microsoft – готовность исправлять свои ошибки.