В одной из своих предыдущих статей я призвал внести в Windows 8 два простых изменения: вернуть обратно меню «Пуск» (Start) и позволить пользователям удалять Metro. Суть в том, что Metro никуда не годится при использовании мыши. Это сенсорный интерфейс, и точка.
Разумеется, я исхожу из того, что сенсорный интерфейс предназначен для взаимодействия с планшетами и смартфонами. Но как отметили несколько читателей в комментариях к моей предыдущей статье, я забыл упомянуть об очевидном: часть замысла Windows 8 заключается в том, чтобы приучить пользователей к сенсорному управлению на настольных компьютерах и ноутбуках. И производители уже массово выстроились в очередь с продуктами как раз такого типа.
Не думаю, что Microsoft действительно предлагает нам отказаться от мыши: когда прорвешься сквозь Metro на Рабочий стол Windows, мышь оказывается куда нужнее, чем сенсорный экран. Видимо, предполагается, что мы должны использовать и то, и другое. Так или иначе, для работы с Windows 8 предлагается три новых типа сенсорных ПК:
• Моноблоки с сенсорными экранами. Компьютеры на базе Windows с сенсорными экранами существуют уже давно – взять например линейку HP TouchSmart – но до сих пор они не пользовались особым успехом. Windows 8 с сенсорным плиточным интерфейсом Metro призвана изменить ситуацию. Практически каждый крупный производитель ПК теперь будет предлагать сенсорные моноблоки с Windows 8.
• Ноутбуки с сенсорными экранами. Сенсорное управление станет неотъемлемой частью ноутбуков с Windows 8. Этой осенью рынок буквально наводнят сенсорные ультрабуки с Windows 8. И правильно, потому что пользоваться Metro как-то иначе практически невозможно.
• Гибридные ноутбуки-планшеты. Несколько производителей уже анонсировали ноутбуки на базе Windows 8, у которых сенсорный экран можно развернуть или отстегнуть от клавиатуры и превратить в планшет. Пожалуй, такой гибрид – идеальное устройство для операционной системы с раздвоением личности.
Захотят ли люди действительно возить пальцем по экрану компьютера? Что ж, хорошо уже то, что планшеты и смартфоны нас к этому немного приучили. А если вспомнить первый опыт общения с компьютером, многим наверняка инстинктивно хотелось двигать курсор пальцем по экрану. Что может быть интуитивнее сенсорного управления?
Проблема в том, что работать с вертикальным сенсорным экраном неудобно. Если вы пробовали использовать планшет вертикально как ноутбук с Bluetooth-клавиатурой, то наверняка заметили, что для прикосновения к экрану приходится поднимать всю руку. При продолжительной работе это утомляет и может иметь серьезные последствия с точки зрения эргономики. Такой способ годится для кратковременного общения с электронными терминалами в магазинах, но никак не для повседневного пользования.
Задумываясь об этом, я начинаю сочувствовать архитекторам Windows 8. Стоит ли рассматривать сенсорное управление как отдельную модальность, никак не связанную с использованием клавиатуры и мыши? Во всяком случае, не на планшетах – тут все пользуются виртуальными клавиатурами, а некоторые даже умудряются таким способом продуктивно работать. В интересах создания унифицированного пользовательского опыта на всех устройствах в Microsoft решили пойти другим путем и приучить пользователей компьютеров на базе Windows 8 к вертикальным сенсорным экранам (иначе от Metro разрешили бы отказаться).
На Windows 8 поставлено будущее не только Microsoft. На нее сделала ставку масса производителей, которые исправно разработали и анонсировали десятки ноутбуков и компьютеров с сенсорными экранами.
Риск велик. Во-первых, Microsoft и партнерам требуется запустить рекламную компанию, способную убедить пользователей в том, что интерфейс Metro им жизненно необходим – потому что это единственное очевидное отличие Windows 8 от Windows 7. Во-вторых, нужно заинтересовать пользователей в покупке новых компьютеров с сенсорными экранами, потому что только они могут сделать Metro пригодным для использования.
И все это исходит из предположения, что люди захотят пользоваться вертикальными экранами, – предположения в лучшем случае недоказанного. Очень щекотливая ситуация.