Блогосфера вновь полнится криками на тему категорически неконкурентного подхода Microsoft к приложениям в среде Windows RT (ранее известной как Windows на ARM). Mozilla жалуется, что ограничение, разрешающее браузерам работать только в Metro-интерфейсе Windows RT и препятствующее их проникновению в «классическую» среду Windows, – это нечестная конкуренция.
Харви Андерсон (Harvey Anderson), главный консультант Mozilla, пишет в блоге компании: «Поскольку лишь IE может выполнять расширенные функции современного веб-браузера, сторонние браузеры из платформы фактически исключаются». Google с этим тоже согласен.
По прочтении этого комментария мне в глаза бросились сразу два факта. Во-первых, Microsoft ещё в феврале предупреждал, что сторонние браузеры не пустят в «классическое» поле Windows RT. Блогеры сейчас кипят возмущением, но новость уже совсем не новая.
Во-вторых, пока мы не знаем, какие именно API разрешено использовать Internet Explorer и запрещено другим браузерам, мы не можем реально оценить масштаб проблемы. Насколько мне известно, Microsoft пока ни слова не сказал официально по поводу списка блокируемых API. Так что вся эта история на данный момент – много шума из ничего.
Что действительно интересно, так это сообщение Стефана Шэнклэнда (Stephen Shankland) на Cnet, в котором говорится (обратите внимание на длину цепочки), что главный консультант Mozilla Андерсон сказал, что заместитель генерального консультанта Microsoft Дэвид Хайнер (David Heiner) заявил Mozilla, что «Windows RT... это уже не Windows».
Очень хотелось бы найти прямое подтверждение этой цитате, потому что если советник Microsoft Хайнер действительно такое сказал, я согласен с ним на сто процентов.
Прежде чем кидаться в комментарии и обвинять меня в прихлебательстве, задумайтесь о том, что слова Хайнера отражают реальный факт: Windows RT – это не Windows. Даже рядом не стояла. Не ближе, чем Apple OS X к Unix.
Я не оспариваю право Microsoft называть именем Windows все что угодно. Microsoft уже давно это делает. Windows Live Hotmail не имеет никакого отношения к Windows. Windows Live Search тоже не был Windows. Windows CE сейчас имеет микроскопическую, почти неуловимую и весьма приблизительную связь с Windows. И уж конечно, Windows Phone 7 – это не Windows. Windows Phone 8 Apollo получит крошечную прививку ДНК Windows в виде MinWin, но превратит ли это Apollo в Windows? Нет, конечно, уж извините. Интерфейсы, может, и похожи, но у одного из них сердце с другой планеты.
Название «Windows» в том виде, в котором Microsoft его сейчас употребляет, – это просто бренд, причём довольно затасканный (мне напоминать о многочисленных провалах Windows Live?). Другие компании уже таким образом заездили свои когда-то знаменитые бренды. Поглядим, повторит ли Microsoft судьбу, скажем, Blockbuster или Pontiac, MySpace или Borders.
По-моему, Microsoft сейчас оказался между молотом и наковальней. Если компания сохранит слово «Windows» в Windows RT, она не только вконец запутает сотни миллионов покупателей – в один прекрасный день Microsoft придётся объяснять в суде, почему продукты конкурентов допускаются во все области Windows 8, но не имеют доступа ко всем интерфейсам Windows RT.
У адвокатов Microsoft появится прекрасный шанс продвинуть свою карьеру, а?