Несмотря на все попытки совершить прорыв в мобильном сегменте, Microsoft до сих пор не удалось закрепиться на рынке, хотя с момента релиза Windows Phone прошло почти полтора года.
Все настолько плохо, что Windows Phone даже не заслужила отдельного упоминания в недавнем обзоре рынка от исследовательской компании Nielsen. Ее доля в США настолько мала, что она попала в страшную категорию «Прочие платформы».
Ну хотя бы на рынке клиентских операционных систем Windows преобладает, так ведь?
Так ли?
В сфере настольных операционных систем Windows доминировала десятилетиями. Однако в последнее время в воздухе запахло переменами. Посткомпьютерный мир становится реальностью, проникая в наши дома, аэропорты, бизнес-центры. Мобильные устройства с подключением к Интернету – в основном смартфоны и планшеты на базе Apple iOS и Google Android – стремительно вторгаются в священное компьютерное пространство Windows.
Свежий аналитический обзор исследовательского агентства IDC подтверждает теорию о наступлении посткомпьютерной эры. В 2012 году продажи мобильных устройств в пользовательском и корпоративном сегментах, как ожидается, превысят 1,1 млрд. единиц, а к 2016-му достигнут отметки в 1,84 млрд. единиц, что вдвое выше показателя 2011 года, утверждается в обзоре IDC.
Аналитики заключают, что к 2016 году Windows на процессорах с архитектурой x86 – то есть, на ПК – понесет большой урон, а доля Android за этот период существенно вырастет. И хотя поставки компьютеров с Windows до 2016 года немного подрастут, доля ПК в общем объеме поставок всех компьютерных устройств сократится почти на 11%.
Из пресс-релиза IDC:
В период с 2011 по 2016 год мы ожидаем существенных изменений: доля Windows на платформе x86, прежде доминировавшей на рынке, сократится с лидирующих 35,9% в 2011 году до 25,1% в 2016-м.
С другой стороны, доля устройств на платформе Android с процессорами ARM, постепенно вырастет с 29,4% в 2011 году до лидирующих 31,1% в 2016-м. Доля устройств на базе iOS возрастет с 14,6% в 2011 году до 17,3% в 2016-м.
По мнению IDC, через четыре года Windows на всех устройствах будет отставать от Android и сдаст позиции Apple iOS. Короче говоря, не за горами те времена, когда планшеты и смартфоны станут преобладающими устройствами, а компьютеры под управлением Windows отойдут на второй план.
Но для Microsoft самое неприятное в обзоре IDC то, что аналитики не рассматривают планшеты с Windows 8 (Windows на ARM) и смартфоны на базе Windows Phone как фактор, способный существенно повлиять на расстановку сил в ближайшие четыре года.
Windows 8, тестовая сборка которой (Consumer Preview) была опубликована в феврале, разрабатывалась для сенсорных устройств, в частности планшетов, и будет поддерживать сенсорное управление на компьютерах и ноутбуках (хотя кто захочет возить пальцем по монитору?).
По сути, Windows 8 создавалась для того, чтобы поддержать позиции Windows на мобильном рынке, поэтому цифры IDC не сулят Microsoft ничего хорошего. В отличие от предыдущих релизов Windows, «восьмерка» не ориентирована на корпоративных клиентов, потому что в условиях экономического спада многие предприятия лишь совсем недавно завершили переход на Windows 7.
Windows 8 создана для потребителей, и Microsoft рассчитывает, что потребители будут активно использовать новую ОС на планшетах или смартфонах, сдерживая тем самым рост Google и Apple, а потом протащат ее в корпоративную среду в рамках движения BYOD (bring your own device – приноси свое собственное устройство). Так полагает Аарон Судзуки (Aaron Suzuki), гендиректор компании Prowess, которая специализируется на ИТ-консалтинге и управляемых сервисах, предоставляя предприятиям услуги виртуализации и развертывания операционных систем.
Судзуки утверждает:
«Microsoft понимает, что предприятия не готовы к Windows 8. Даже если крупная компания будет развертывать [Windows 8], они наверняка упростят ее, чтобы сделать более похожей на Windows 7. Задача Windows 8 – влиться в разнообразную среду операционных систем для смартфонов, планшетов, ноутбуков и виртуальных машин. Суть в том, чтобы нагнать Google и Apple, отхватить приличную долю потребительского рынка и не проиграть в сегменте мобильных устройств».
Если для Windows 8 это действительно главный критерий успеха, Microsoft остается только надеяться, что в IDC посчитали неправильно.