В своей предыдущей статье я обрисовал предположительную стратегию Microsoft на рынке планшетов и обозначил факторы, которые могут поспособствовать ее успеху или провалу. Теперь, когда Microsoft раскрыл свои планы, я могу более адекватно оценить шансы компании. Мое заключение: Microsoft все-таки может победить. Редмондские ребята, похоже, восприняли философию дизайна, на которую Стив Джобс (Steve Jobs), Джонатан Ив (Jonathan Ive) и остальная команда Apple опирались, создавая свои замечательные iPad, iPhone и возрожденную Mac OS X: простота, целенаправленность, удовольствие и четкое предназначение. Эта философия явно нашла отражение в Windows 8 с ее идеей приоритета сенсорного интерфейса и универсального пользовательского опыта на планшетах и компьютерах.
Официальные демонстрации, конечно, почти всегда далеки от реальности, но даже учитывая это, я был до глубины души впечатлен тем, что Microsoft показал на конференции Build. С единственной оговоркой: хотя Microsoft предоставляет сенсорные планшеты Samsung с Windows 8 на тестирование разработчикам, представителям прессы, за исключением некоторых избранных обозревателей (если верить сотруднику PR-отдела), их не дают ни пощупать, ни испытать – излюбленная стратегия производителей, которым есть что скрывать. Так что мой энтузиазм вполне может оказаться необоснованным. (С точностью мы это узнаем только после релиза Windows 8, который, скорее всего, состоится в середине или в конце 2012 года.)
Но если Windows 8 хотя бы отчасти хороша настолько, насколько можно судить по официальной презентации, Microsoft вполне способен наконец одержать победу в мобильных войнах, несмотря на многолетнюю полосу планшетных неудач и весьма скромные успехи на рынке смартфонов. Если генеральный директор Hewlett-Packard Лео Апотекер (Léo Apotheker) видел планшетную демонстрацию Windows 8, неудивительно, что в прошлом месяце он неожиданно решил отказаться от выпуска планшетов TouchPad на базе WebOS. Windows 8 имеет все шансы вытеснить Google Android со второго места на планшетном рынке: в конце концов, Android во многом имитирует iOS, и я не представляю, как Google удастся удержать свои позиции, если Microsoft на пару с Apple будет предлагать привлекательные, инновационные и притом нестандартные продукты. Более того, впервые за много лет Microsoft вполне способен бросить вызов Apple в том, что касается инновационности и дизайна, а в течение двух лет даже вытеснить iPad на второе место, если Apple не обеспечит за это время более тесную интеграцию Mac OS X и iOS, начавшуюся с выпуском Mac OS X Lion и iOS 5, чтобы лишить Windows 8 того преимущества, которое ей дает аппаратная универсальность.
Да, Windows 8 действительно настолько хороша – по крайней мере, если судить по презентации.
Стратегия Microsoft заключается в создании универсальной операционной системы, приложений и сервисов для компьютеров и планшетов с процессорами Intel x86. (Планшеты на процессорах ARM будут поддерживать только новые Metro-приложения, так что здесь будет такое же разделение, как между iOS и Mac OS X.) Благодаря облачным сервисам, приложения будут иметь одинаковые настройки и текущее состояние на всех устройствах пользователя, подключенных к учетной записи Windows Live, для обеспечения беспрепятственного перехода с одной аппаратной платформы на другую. При этом их можно будет защищать и администрировать с использованием универсальных инструментов.
С такой стратегией Microsoft действительно может задать Apple жару. План Apple заключается в использовании единой операционной системы и, соответственно, приложений и служб, на смартфонах iPhone, плеерах iPod Touch и планшетах iPad. Сервис iCloud позволит еще больше их объединить. Кроме того, Apple сближает Mac OS X и iOS за счет использования одних и тех же инструментов Xcode и многих общих библиотек для разработки приложений, а также за счет интеграции базовых функций двух операционных систем, как это демонстрируют недавно выпущенная Mac OS X Lion и грядущий релиз сервиса iCloud.
Однако предусмотренные Microsoft возможности Live поднимают идею iCloud на новый уровень. Все нативные (Metro) приложения в Windows 8 будут хранить настройки и текущие файлы на серверах Windows Live. Между тем, iCloud синхронизирует документы, созданные только в тех приложениях, которые используют API хранилища iCloud. Другими словами, синхронизация iCloud опциональна и затрагивает только документы, а синхронизация Live действует по умолчанию и имеет целью распространение текущего состояния приложения на все устройства пользователя.
Apple использует одну операционную систему (iOS) для всех мобильных устройств и другую (Mac OS X) для компьютеров. У Microsoft будет одна ОС (Windows 8) для компьютеров и планшетов – по крайней мере, с процессорами на архитектуре x86, – а смартфоны будут работать на собственной платформе (Windows Phone). Как Xcode выступает общим знаменателем для разработчиков ПО под iOS и Mac OS, так Visual Studio с улучшенными API WinRT и сопутствующими инструментами станет общим знаменателем для разработчиков ПО под Windows 8 с архитектурой x86, Metro-приложений для процессоров ARM и программ для Windows Phone.
Думаю, Apple отделила iOS от Mac OS X для того, чтобы ее мобильные устройства не воспринимались как портативные «маки». Выбранная стратегия оказалась исключительно удачной: устройства на базе iOS заняли гораздо большую долю рынка, чем когда-либо удавалось «макам», и действительно вытаскивают «маки» из их многолетней изоляции.
Microsoft может опираться на практически повсеместное присутствие Windows, поэтому кажется логичной идея переделать Windows, распространив ее и на планшетные компьютеры, чтобы пользователи могли с легкостью купить «совместимый» планшет. (Я бы сделал то же самое и для смартфонов, но Microsoft, похоже, считает, что смартфоны нужны для развлечений, а планшеты – для вычислений, так что предпочитает снабдить планшеты более мощной операционной системой, сравнимой с настольными ОС.)
Ключевое слово здесь – «совместимый». Многократные предыдущие попытки Microsoft закрепиться на планшетном рынке – а компания пыталась это сделать еще за десять лет до появления iPad – провалились, потому что операционные системы Windows не разрабатывались в этом контексте. Добавление сенсорного или перьевого ввода в операционную систему, созданную для работы с мышью и клавиатурой, не помогало. Приложения, общие библиотеки и службы операционной системы были рассчитаны именно на традиционные манипуляторы, поэтому их интерфейсы просто не подходили для управления стилусом или жестами. Для некоторых отраслей были разработаны специальные планшетные приложения, ориентированные на управление стилусом, но это, по сути, превратило Windows-планшеты в устройства для запуска специализированных программ, перекрыв им доступ к широкой аудитории. Apple, с другой стороны, разрабатывала iOS именно в расчете на жестовый ввод, и пользователи легко это восприняли – а разработчикам пришлось переключиться на жестовый подход, чтобы научиться писать соответствующие приложения.
На этой неделе Microsoft официально признал, что прежний подход, приравнивающий палец к курсору мыши, оказался неудачным. Судя по тому, что нам показали, Metro- интерфейс Windows 8 изначально разрабатывается для жестового ввода. В отличие от Windows XP, Vista и 7, это не просто стандартный интерфейс Windows с наложенной поверх поддержкой сенсорных технологий. Microsoft, возможно, наконец удалось преодолеть одну из основных преград на пути к созданию успешных Windows-планшетов – если, конечно, разработчики сумеют адаптировать для Metro такие значимые приложения, как Office и Photoshop. Если нет, трудно сказать, чем планшеты с Windows 8 лучше iPad.
В то же время, Microsoft рискует разрушить настольную рабочую среду, которой до сих пор пользуется подавляющее большинство потребителей. (И хотя я не сомневаюсь, что мы движемся в посткомпьютерный мир, где мобильные устройства будут преобладать, эти перемены не произойдут за одну ночь, так что традиционным компьютерам по-прежнему останется место для применения в качестве специализированных рабочих станций.) «Устаревшие» приложения Win32, написанные для Windows 7 и более ранних версий ОС, не смогут работать в прекрасном Metro-интерфейсе Windows 8, если хотя бы частично их не переработать; и даже в этом случае их функциональность будет ограничена.
Пользователи могут обнаружить, что сенсорное управление, синхронизация и обмен данными между приложениями работают далеко не всегда. (Большое нововведение в Windows 8 – использование контрактов, предлагающих общий шаблон для обмена данными. Любые приложения, использующие один контракт, смогут обмениваться данными и состояниями автоматически. Таким образом, приложения смогут взаимодействовать друг с другом, даже если такая возможность не была в них специально предусмотрена.) Представьте, что будет если запустить на планшете с Windows 8 приложение, не поддерживающее сенсорный интерфейс, – ой-ой-ой! На iPad такое невозможно именно потому, что приложения для Mac OS X не поддерживаются в принципе.
Жалкая сенсорная версия Windows 7 прекрасно продемонстрировала, что компьютеры с сенсорными экранами – это бессмыслица. Начать с того, что экран у них не там, где нужно. Тем не менее, Windows 8 разрабатывается исходя из того, что к 2015 году все экраны будут сенсорными. Microsoft утверждает, что интерфейс Metro может работать и с вертикальными сенсорными экранами. Обратите внимание, где расположена панель с командами приложения и панель Charm для доступа к системным ресурсам, и как используется виртуальная клавиатура, которая, в духе грядущей версии iOS 5, предусматривает возможность разбивки дисплея для набора текста большими пальцами. Идея в том, чтобы пользователю не было необходимости прикасаться к середине экрана – разве что для взаимодействия с объектами, расположенными именно в центре.
Microsoft уверяет, что этот подход работает и на вертикальных мониторах для ПК, и на горизонтальных планшетных дисплеях. Председатель Apple Стив Джобс высказал мнение, что вертикальные сенсорные экраны не имеют смысла, поэтому Mac OS X предусматривает использование тачпадов. Не могу ничего утверждать, пока лично не испытаю Windows 8 в обоих вариантах, но создается впечатление, что в Microsoft этот вопрос все-таки основательно продумали.
Тем не менее, поддержка старых приложений на устройствах с процессорами Intel x86 и с разными типами сенсорных экранов (горизонтальными и вертикальными) может запутать пользователей и отпугнуть их от новой операционной системы. Не страшно, если интерфейс на планшетах и ПК будет разным – они, в конце концов, предназначены для разных целей и должны различаться. Apple прекрасно продемонстрировала это на примере iOS и Mac OS X, которые используют общий подход к интерфейсу, но различаются в том, в чем это уместно. Microsoft придется найти не менее изящное решение. На первый взгляд кажется, что компании это удалось – по крайней мере, для Metro-приложений. Однако Microsoft не продемонстрировал в Windows 8 почти ни одного старого приложения, так что трудно сказать, как выглядит переход между разными поколениями приложений и между устройствами с разными аппаратными возможностями.
Если вы застали те времена, когда совершался переход от DOS к Windows, вы наверняка помните, как много было программ, чьи версии для Windows были гораздо симпатичнее, чем для DOS, – и какие они были неудачные; об этом вам скажет любой, кому довелось попользоваться Lotus 1-2-3 или WordPerfect. (Не случайно Excel сначала был программой для Mac, а Windows Word не имел с DOS Word ничего общего, кроме файлового формата.) Стратегия, которой, судя по всему, придерживается Microsoft, создает для современных разработчиков ту же самую угрозу. Рискует и Microsoft: значительное количество плохих приложений для Windows 8 может испортить репутацию платформы в целом, оставив iPad лидером на планшетном рынке, а устаревшие приложения для Windows – на рынке настольных ПК.
Точно так же в Windows 8 придется решать и проблему наличия многочисленных датчиков на планшетах: акселерометров, гироскопов, датчиков местоположения, датчиков ориентации, камер, датчиков освещенности и микрофонов, – с тем, чтобы приложения могли их использовать, но не лишались работоспособности при запуске на ПК. Apple удалось избежать этих сложностей, отделив настольную ОС от мобильной, а вот решение Microsoft использовать одну операционную систему и для компьютеров, и для планшетов, создает новую угрозу и ставит перед разработчиками настольного ПО трудности, с которыми им до сих пор не приходилось сталкиваться.
Есть еще и рыночная проблема. Компании только недавно начали массовое развертывание Windows 7, так что пройдут годы, прежде чем они будут готовы к новому развертыванию, на этот раз Windows 8. И если новая ОС действительно настолько отличается от предыдущих, осторожные ИТ-организации будут осторожничать еще больше. Возможно, Windows 8 на планшетах окажется достаточно привлекательной – особенно для тех ИТ-специалистов, которые не любят Apple и предпочли бы, чтобы конечные пользователи интересовались чем-нибудь еще, кроме iPad, – тогда она сможет найти достаточно широкое применение в бизнесе и потянет за собой настольную версию Windows 8.
А может быть, разработчики сосредоточатся на потребительских приложениях для планшетов с Windows 8, что сделает их менее привлекательными для ИТ-специалистов и даст iPad еще больше времени для укрепления своих позиций в бизнес-сегменте. iPad сегодня, даже если это не всем нравится, – ничуть не менее деловое устройство, чем развлекательное, а все мобильные эксперименты Microsoft (Kin, потом Windows Phone) до сих пор были определенно ориентированы на конечных потребителей и не имели жизненно важных для бизнеса функций защиты и управления. Использование Windows 8 и на компьютерах, и на планшетах должно решить проблемы безопасности и управления для этих устройств.
Что самое смешное, проблема распространения новой ОС в корпоративной среде зависит в большей степени от разработчиков, чем от Microsoft. Бездарные разработчики могут свести на нет все усилия Microsoft по радикальной переработке Windows. С другой стороны, разработчики наоборот могут всем сердцем воспринять модель Windows 8, как это случилось с Apple iOS, и предложить замечательный выбор программного обеспечения, способного заинтересовать пользователей, а вслед за ними – и весь корпоративный сегмент.
Microsoft разрабатывает ОС для компьютеров, планшетов и смартфонов, находясь в совсем других границах, чем Apple. Это может дать компании огромное преимущество, а может оказаться ее ахиллесовой пятой. Пока мне кажется, что это все-таки преимущество. Если, конечно, Microsoft сумеет его разумно использовать.