Недавно я обедал с одним приятелем – владельцем фирмы по разработке программного обеспечения для Apple. Он поинтересовался моим мнением по поводу Windows 8, Windows Phone и их перспектив в будущем году. «Самое интересное, – ответил я, – что Windows 8, на самом деле, куда более противоречивый продукт, чем Windows Phone. Да, мобильная платформа Microsoft продается плохо, но все, похоже, согласны, что компания правильно поступила, создав новую ОС с нуля, и что сама по себе она весьма неплоха».
«А вот Windows 8, какой бы успешной она ни оказалась, станет для Microsoft поворотной точкой, – продолжил я. – И этот переворот окажет огромное влияние на потребителей и на всю компьютерную отрасль».
Вывод вполне очевидный. Но что я под этим подразумеваю?
Предположим, Windows 8 окажется невероятно популярной, как Windows 7. В этом сценарии покупатели предпочтут iPad-оподобные ARM-планшеты под управлением Windows 8 планшетам от других производителей, а компании будут массово устанавливать Windows 8 на более традиционные компьютеры. Другими словами, Windows 8 перестанет быть операционной системой исключительно для ПК и станет платформой для устройств совершенного нового поколения, что приведет к стремительному росту продаж.
Но что если Windows 8 потерпит поражение на планшетном рынке? Да, многие по-прежнему приобретают традиционные ПК, потому что к ним привыкли. Компании продолжают покупать компьютеры по аналогичным причинам, а также ради высокой управляемости и широкой совместимости. Но рано или поздно рост рынка традиционных ПК замедлится, потом прекратится, а дальше пойдет обратный процесс – падение продаж. Тем временем рынок нетрадиционных компьютерных устройств – смартфонов и планшетов – продолжит расти стремительными темпами. В какой-то момент традиционные ПК рискуют оказаться на самом дне – не только по прибылям, но и по продажам. Большинство покупателей будет пользоваться другими устройствами.
В первом сценарии Microsoft будет играть огромную роль как производитель платформы, способной работать на всех ключевых типах устройств. Однако даже в этом, лучшем из возможных, случае компания уже не будет являться, как раньше, доминирующим игроком в сфере IT, поскольку мир становится все более гетерогенным. Тем не менее, ее роль останется весьма значительной, и она сможет развиваться дальше вместе с растущим рынком.
Во втором сценарии провал Windows 8 спровоцирует цепную реакцию. Microsoft лишится доступа на компьютерный рынок будущего, по крайней мере, в сегменте операционных систем. А это значит, что компания перестанет расти, оставаясь загнанной в рамки стремительно сокращающегося рынка традиционных ПК. Microsoft придется снова перестраиваться, и у нее будет всего два очевидных пути: сосредоточиться на обслуживании корпоративного сегмента или вернуться к истокам, переключиться на разработку приложений и заняться продвижением своих самых популярных программ и сервисов (в частности Office) сразу для всех ключевых платформ – прежде всего Android и iOS.
Тут мой приятель, шокированный услышанным, меня перебил, воскликнув: «Ты что, правда так думаешь?»
Да. Как я уже неоднократно говорил, главная опасность заключается в том, что на смену нынешнему приходит новое поколение пользователей компьютеров, которые не выросли на Windows и Office и не будут нуждаться в этих инструментах для работы. И дело тут не в убеждениях – им будет просто все равно, чем пользоваться.
Человечество неотвратимо переходит на облачные технологии и проприетарные мобильные приложения, и в этих условиях Microsoft изо всех сил старается создать новую версию одного из своих самых заслуженных продуктов – совершенно не случайно приближенную к мобильным системам за счет практически беспрепятственного доступа к облачным сервисам. Однако ситуация совершенно спокойно может сложиться точно так же, как в случае с Windows Phone. Microsoft превосходно справился с задачей по созданию уникального, инновационного и эффективного продукта, сумел заинтересовать разработчиков – но никто, тем не менее, этот продукт не покупает.
И тут уже я задал своему собеседнику вопрос, который меня в последнее время очень беспокоит: а что если то же самое случится с Windows 8?
Об этом пока не говорят, поскольку реакция вполне предсказуема, но на мой взгляд, Windows 8 – это для Microsoft последний шанс. Если Windows 8 не удастся добиться настоящего успеха, если ее продажи и популярность окажутся на уровне Vista, компания может этого не пережить. Провал Windows Vista и так уже изрядно потрепал Microsoft нервы, вызвав настоящий переворот в подразделении по разработке Windows, – и вот они уже опять ставят все на новый продукт, гораздо раньше, чем это казалось мне возможным. А что если компания проиграет? Что если пользователям не понравится эта странная двойственная модель, объединяющая планшетный и традиционный интерфейс в одной системе? Что если на новый продукт просто не обратят внимания?
Наверное, в Рэдмонде над этим вопросом сейчас размышляют люди поумнее моего. Наверняка ночами не спят. Но так или иначе, я смотрю вокруг себя и вижу, что люди пользуются макбуками, и Gmail, и Amazon.com, и я думаю: а не это ли наше будущее? Меня это беспокоит, потому что Microsoft, на мой взгляд, к такой вероятности никак не подготовлен. Да, конечно, совершенствуйте Windows, сделайте ее пригодной для этого будущего, в чем вопрос. Но где План Б?
У IT-специалистов тоже есть повод для беспокойства, поскольку это касается не только потребительского рынка. В корпоративной среде все боятся облачных технологий, потому что многие из этих удаленных сервисов способны полностью переменить – и уже меняют – подход к традиционному набору рабочих задач в компаниях по всему миру. Но эти перемены покажутся нам детским лепетом по сравнению с тем, что произойдет, если Microsoft пойдет на дно, забрав с собой привычные программы, сервисы и связанные с ними технологии управления.
Такая мрачная перспектива, казалось бы, должна порадовать любого фаната Apple. Но когда мы оба задумались об этом, за столом воцарилась странная тишина. Видимо, мой приятель ожидал от меня какой-то партизанской бравады.
«Мне это не нравится», – изрек он наконец. Мне тоже.