Куда же мы направляемся? Direct X 10 уже на горизонте, как и видеокарты, которые начнут его поддерживать. И хотя спрос на видеокарты Direct X 9 не снижается, на рынке появляются всё новые модели, интерес к новому стандарту велик. И, конечно, многих интересуют новые видеокарты. Самыми сильными сторонами Direct X 10 можно считать обещание снизить нагрузку на объект и новый компонент рендеринга - геометрический шейдер.
Что всё это значит для рядового геймера? Если не вдаваться в подробности, система сможет выводить объекты быстрее и более эффективно. Это очень даже неплохо, поскольку игры с поддержкой данной функции смогут дать больше кадров в секунду. До того момента, конечно, пока разработчики игр не включат в каждую сцену большее число объектов. Собственно, мы уже это видели по предварительным версиям игр, например, Age of Conan, где мы сможем наконец-то разрубать врага на кусочки.
В любом случае, как с большим числом объектов, так и с более высокой частотой кадров, мы сможем больше выжать из "железа" и DX10. Процессу рендеринга хорошо помогут геометрические шейдеры, которые позволят изменять объекты от кадра к кадру. Некоторые объекты можно будет "рождать" от одной вершины. Похоже, что геометрические шейдеры нарушают все законы физики, поскольку данные можно создавать из ничего и уничтожать по воле программы-шейдера. Геометрические шейдеры тоже должны увеличить скорость рендеринга. Если раньше для некоторых задач требовалось несколько проходов вершинных и пиксельных шейдеров, то теперь то же самое можно будет выполнить с помощью вершинного шейдера. Для каждого кадра геометрический шейдер может вызывать и изменять объект.
Аппаратная сторона Конечно, не менее интригующим вопросом можно считать видеокарты, которые будут поддерживать новый DirectX. Опять же, мы можем ожидать новинки от ATi и nVidia. Вокруг G80 (GeForce 8800) ходит много слухов, но подождём появления чипа в нашей лаборатории.
Из того, что мы слышали, новая карта может не соответствовать в полной мере графическому стандарту Microsoft - движку Direct 3D 10 с единой (унифицированной) архитектурой шейдеров. Унифицированные шейдеры могут преобразовываться через компиляцию программ в вершинные, геометрические или пиксельные шейдеры при необходимости. В результате графический процессор может дать более высокую производительность, когда нужно. Мы не можем не упомянуть о намерении инженеров nVidia сохранить конвейерную структуру. Почему бы и нет? Это уже давно стало традицией всех карт этой компании. И именно ATi отошла от этого принципа и разделила конвейер рендеринга. С появлением Radeon X1000 появилась потоковая логика инструкций и высокая конецентрация программируемых пиксельных шейдеров, чтобы выполнять задачи за пределами традиционного рендеринга изображения.
Одно можно сказать точно: ATi будет придерживаться концепции разделённого конвейера, и будет использовать унифицированные программируемые шейдеры. Мы слышали о больших картах с длиной вплоть до 30 см, которые могут потребовать новых дизайнов системно корпуса, а также будут отличаться немалым энергопотреблением.
Почему бы новым картам на ATi R600 не потреблять 200-250 Вт на карту и, соответственно, 500 Вт для работы в режиме CrossFire или G80 в режиме SLI? Ведь мы получим добавку вычислительных блоков, которые смогут выполнять ещё более серьёзные задачи и функции, например, те же геометрические шейдеры, способные брать существующие данные и повторно использовать их для последующих кадров. Большее количество инструкций и функций требует ещё больше кремния. Следует также учитывать огромный набор каналов связи и кэшей, которые будут хранить данные предыдущих кадров, а также дополнительные интерфейсы памяти. На всё это нужен кремний.
Хотя нас нельзя считать приверженцами роста потребляемой мощности графических процессоров и массивных объёмов памяти на карте, перспективы в играх впечатляют. Сегодня на графическом процессоре можно выполнять Folding at Home, и вскоре мы наверняка увидим расчёт физики на GPU. (Хотя перспективы Ageia сомнительны, а Havok FX ещё предстоит увидеть в работе).
Впрочем, следует помнить, что развитие графики продолжается, с Microsoft Vista или без неё. Новые чипы уже существуют в кремниевой реализации. Только время покажет, в какой форме они выйдут, и как будут эволюционировать по мере того, как новый стандарт будет вставать на ноги. Пока что приходиться довольствоваться описанием новых возможностей. Конечно, нам не терпится взглянуть, как новые карты поведут себя в реальных условиях.