В ноябре 2007-го я написал статью, посвященную закону «О предотвращении кражи личных данных и возмещении связанного с ней ущерба» от 2007 года (США), его предполагаемому назначению и возможным последствиям. Тогда он только-только прошел слушания в Сенате и как раз обсуждался в Палате представителей.
С тех пор он превратился в закон «О предотвращении кражи личных данных и возмещении связанного с ней ущерба» от 2008 года, а затем был принят в качестве дополнения к закону «О защите бывшего вице-президента» от 2008 года. В окончательной редакции вышло как раз то, что я и предполагал: в основном бесполезный закон для борьбы с компьютерной преступностью, способствующий лишь усугублению бюрократической волокиты; собрание рекомендаций по всевозможным особым случаям для судов.
Единственная возможная польза, которая могла бы быть от этого закона, как я уже упоминал в своей предыдущей статье, — это укрепление защиты конфиденциальности граждан за счет признания на общефедеральном уровне неэтичности намеренного вторжения в частную жизнь вне зависимости от того, кто это вторжение совершает. На практике же получилось нечто среднее между и без того избыточными законами о том, что «преступления — это плохо», и показными законами «трех ударов» о применении к преступникам «суровых мер», которые только поощряют преступность, поскольку действуют только в том случае, если нарушителя поймают за руку в третий раз подряд.
Статья эта называлась «Что моя бабушка говорила об IT-безопасности» (What my grandmother taught me about IT). Сегодня утром я узнал, что моя бабушка умерла, и сразу же вспомнил об этой статье. В словах моей бабушки заключается великая мудрость, которой я всегда руководствуюсь применительно к чужим секретам. Когда я был маленьким, она как-то раз сказала мне:
«Дело не в том, что я не доверяю тебе. Дело в том, что я не доверяю тем людям, которым ты можешь это рассказать».
Разумеется, она не имела в виду конкретно и исключительно меня — она просто объясняла мне, как важно беречь чужие секреты. Если кто-то доверил тебе секрет, не тебе решать, кому его можно рассказать, подчеркивала моя бабушка. Это может решать только тот, кому этот секрет принадлежит. Этот урок я запомнил на всю жизнь.
А еще моя бабушка научила меня говорить «бронетранспортер» в том возрасте, когда многие дети не умеют правильно выговаривать даже свое собственное имя. Забавно, как иногда ни с того, ни с сего вспоминаются такие вещи. Я вечно буду помнить свою бабушку и никогда не забуду того, чему она меня научила.