По информации влиятельных американских блогов ReadWriteWeb и Quintura, проект Оktogo.ru уверенно вошел в десятку самых интересных IT стартапов России, а генеральный директор и основатель Oktogo.ru Марина Колесник признана одной из «наиболее дальновидных женщин-предпринимателей в Интернет в России».
В 2009 году сервис Oktogo.ru начал свою работу в Санкт-Петербурге. Развитие компании пришло на время бурного роста рынка интернет-бронирований. Было для этого несколько предпосылок. Кризис - это во-первых. Люди поняли, что, заказав туруслуги самостоятельно, можно сэкономить. Как показали статистические данные, в Европе экономия составляла от 20 до 50% по сравнению с туром, приобретенным у агентства. Во-вторых, проникновение интернета во все сферы жизни усиливалось. По данным аналитиков, число пользователей интернета в России достигло 60 миллионов человек. Это чуть меньше половины от общего числа населения (142,9 млн. человек), поэтому Россия была признана крупнейшим интернет рынком Европы.
Доля on-line сегмента пока невелика на туристическом рынке, но она постоянно растет - сегодня в России тратят более $200 млн. в год, бронируя через интернет отели за рубежом и до $100 млн. – по России. А за 2011 год, по словам Марины Колесник, этот рынок вырос на 80%. И должен вырасти в 2012 году еще в 2-2,5 раза, превысив $3 млрд. к 2015 году. Это довольно большая часть, особенно если учесть, что общее количество продаж объектов размещения в год составляет $7 млрд. Российская ассоциация туристических агентств предрекает большой рост на рынке спроса на онлайн-бронирование. И это неудивительно, ведь рынок увеличивается ежемесячно на 50%.
Oktogo.ru - это интернет-система бронирования (IDS). Такие системы начали появляться в 90-ыx гг., став альтернативой Глобальным Системам Бронирования (GDS). Последние же существовали как посредники в цепочке «клиент – турфирма – отель». После появления IDS у частных лиц появилась возможность забронировать самостоятельно туристические услуги без помощи посредников – туристических фирм. На сегодняшний день существует несколько систем международного уровня, специализирующиеся на продвижении исключительно отелей. Это Booking.com и Hotels.com за рубежом и Oktogo.ru – в России. В последнее время неотъемлемой частью продаж в отелях стала работа с IDS. Исключение посредника в лице туроператоров позволило прилично снизить уровень агентских комиссий, оставив уровень охвата потенциальных клиентов на прежнем уровне.
По словам Марины Колесник, в Oktogo.ru работает почти сто человек, одна пятая которых - это программисты, 25% - отельный отдел. Это необходимо, чтобы цены на те 2200 российских отелей, которые представлены на сайте, были достаточно низкие. Сотрудники этого отдела ездят по стране, и заключают договора напрямую с отелями. У сервиса большая служба поддержки, работающая в режиме 24/7. Для людей намного проще психологически обратиться в интернет-агентство, если на сайте указан телефон, по которому в любой момент своего путешествия можно позвонить и решить какие-то проблемы.
До 18 тыс. в день – таково среднее количество посещений сервиса oktogo.ru. В сезон, который приходится на апрель-май месяцы, число посещений увеличивается до 20-25 тыс. ежедневно. 8-10 тыс. бронирований в месяц происходит через этот сервис. Средний чек оплаты европейского отеля составляет примерно около $300, по России – чуть ниже 7 тыс. руб. ($220). Бизнес-модель компании - получение комиссии с отелей за каждого клиента. В среднем этот показатель равен 10-20%.
Оборот компании за 2011 год составил $10 млн. По словам Марины Колесник, к концу 2012 г. оборот компании должен составить $30 млн., также должно возрасти и количество прямых контрактов до 3000 объектов размещения. 60% этой суммы при этом составит рынок внутренних бронирований и 40% - зарубежных.