Многие пользователи переходят с компьютеров на планшеты из-за простоты, удобства и мобильности последних, однако не стоит забывать, что портативные устройства могут существенно различаться между собой из-за особенностей мобильных платформ. Одно из различий заключается в предпочитаемой ориентации экрана: некоторые планшеты рассчитаны на использование в портретном режиме, другие (MS Surface Pro в том числе) оптимизированы для альбомного (ландшафтного) просмотра.
Законодателем мод в этом плане стал Apple iPad: у него экран имеет соотношение сторон 4:3 и используется по умолчанию в портретном режиме. Это понятно и по расположению кнопки «домой»: в портретной ориентации она находится посередине под экраном. Наверняка в Apple обдумывали и возможность использования альбомного режима, но решили остановиться на портретном, поскольку он был уже привычен пользователям по iPhone и iPod touch.
Соотношение сторон 4:3 делает использование iPad в портретном режиме весьма удобным. На широкоэкранных дисплеях размером более 7 дюймов по диагонали изображение в портретной ориентации имеет тенденцию некрасиво вытягиваться, поэтому соотношение сторон 16:9 годится для iPhone 5, iPod touch или Google Nexus 7, но не подходит для устройств типа iPad – здесь более актуально 4:3.
Однако в Microsoft Surface Pro и Microsoft Surface RT (как, в общем-то, и во всех прочих устройствах с MS Windows 8) используются именно широкоэкранные дисплеи. Когда в Microsoft обдумывали выход на планшетный рынок, разумеется, решено было максимально приблизить устройства к традиционным компьютерам, которые уже почти десять лет оснащаются широкоэкранными дисплеями в портретной ориентации.
Поэтому кнопка «Пуск» на Surface и любых других устройствах с Windows 8 располагается посередине под экраном в альбомной ориентации. Можно, конечно, использовать Surface Pro (или любой другой планшет с Windows 8) в портретном режиме. Система и все Metro-приложения при этом автоматически адаптируются под новую ориентацию и новое разрешение (1080x1920 на Surface Pro).
Но с Рабочим столом Windows 8, конечно, все не так прекрасно. Лет десять назад, когда Microsoft первый раз пыталась пробиться на планшетный рынок, я опробовал практически все Windows-планшеты. И хотя портретная ориентация на них была иногда полезна, особенно для рукописных заметок, имелись и недостатки, которые перешли по наследству к Surface. Главный – автоматическое изменение размеров и положений окон. Выглядит отвратительно.
А в новом поколении устройств проблема еще усугубляется широкоэкранным соотношением сторон. В ландшафтном режиме все смотрится вполне нормально, но вот в портретном – чудовищно. Изображение вытянутое, сплющенное по бокам – в общем, дикость. Причем касается это не только Рабочего стола, но и Metro.
Некоторые Metro-приложения адаптируются сносно, другие нет. В «Почте» (Mail), например, на экране помещается список писем или текст текущего сообщения – но не то и другое одновременно. Зато «Погода» (Weather) выглядит вполне симпатично – почти что интерактивный дисплей.
Я очень люблю Kindle, но приложение Amazon Kindle для Windows 8 – это кошмар. В портретном режиме оно нелепо вытягивается и смотрится по-дурацки.
А в альбомной ориентации почему-то не поддерживается просмотр текста в две колонки, так что пространство экрана все равно тратится зря.
На самом деле должно быть вот так. Это приложение Kindle в альбомном режиме на планшете Kindle Fire HD с 8,9-дюймовым экраном. Ну красота же.
Microsoft, конечно, в данном случае ни при чем. Но вот Рабочий стол – это уже другое дело. Тут при переходе в портретный режим все идет наперекосяк, поэтому я предпочел заблокировать ориентацию экрана (панель «чудо»-кнопок, «Параметры», пункт «Экран»), чтобы окна не начинали самостоятельно елозить по столу при случайном повороте планшета. В портретном режиме Рабочий стол выглядит просто отвратительно, а смена размеров и положения окон меня страшно раздражает.
Короче говоря, широкоэкранные дисплеи прекрасно подходят для Windows, но делают практически бесполезным портретный режим. Я предпочитаю пользоваться альбомной ориентацией. И будем надеяться, что Amazon все-таки одумается и исправит приложение Kindle.