Ответ прост: при нынешних объемах производства флеш-память физически способна занять лишь небольшую долю огромного рынка жестких дисков. Но для производителей HDD это не утешение, потому что им все равно придется туго.
Компания Seagate, которая не сегодня-завтра станет вторым по величине производителем жестких дисков на мировом рынке, недавно опубликовала исследование под заголовком «NAND-накопители: способны ли они удовлетворить растущие потребности рынка ноутбуков?» (NAND Flash: can it meet the growing storage capacity demands of the laptop PC market?) (PDF). Аналитики Seagate отмечают, что в минувшем году объем рынка жестких дисков для ноутбуков составил 69 эксабайт (Эбайт), а по итогам 2011-го может достичь 95 Эбайт.
С другой стороны, объем производства флеш-накопителей в прошлом году составил всего 11 Эбайт, и 90% этой емкости пошло на потребительские продукты — смартфоны, карты памяти и диски. А для того, чтобы обеспечить производство одного эксабайта флеш-памяти, необходимо вложить более двух миллиардов долларов.
Таким образом, для удовлетворения рыночного спроса только в нынешнем году пришлось бы инвестировать около 200 миллиардов долларов в строительство крупномасштабных заводов, которые смогли бы произвести достаточное количество флеш-памяти. И даже если теоретически это возможно, никто не будет финансировать подобный проект, так что он неосуществим.
Что же нас, в таком случае, ждет? Две вещи. Во-первых, по мере того как преимущества флеш-памяти становятся все более очевидными для покупателей ноутбуков и планшетов, пользователи начнут задумываться, сколько пространства для хранения данных им действительно необходимо. Во-вторых, ноутбуки на базе SSD закрепятся в верхнем ценовом сегменте рынка, где рентабельность выше, а цены более привлекательны для продавцов.
И все это создает проблему для производителей жестких дисков. Без сомнения, люди продолжат покупать бюджетные ноутбуки с традиционными HDD. Но и без того жесткая конкуренция цен станет еще острее, а низкая рентабельность еще больше сократится.
Мнение редакции
Исследование Seagate было написано главным образом для продвижения нового продукта — гибридных дисков Momentus XT. Раз уж SSD не всем доступны, гибридные диски вполне могут стать лучшим решением.
Дизайнерская мысль Seagate развивается в правильном направлении: большая часть данных на потребительских ПК — да в общем-то на любых компьютерах по всему миру — используется исключительно редко. А раз так, зачем хранить их на столь дорогостоящих накопителях?
Но так или иначе, повторюсь еще раз: SSD-накопители не заменят жесткие диски, потому что мы просто не способны выпускать достаточное количество флеш-памяти, даже если готовы за это платить. А цены на HDD еще не достигли своего дна, поэтому технологиям энергонезависимой памяти нескоро удастся одолеть традиционные накопители в конкурентной борьбе. И это хорошая новость для массового потребителя, нуждающегося в больших пространствах для хранения данных.
Комментарии, разумеется, приветствуются. Seagate недавно прислали мне свой XT-диск на тестирование, и он оказался стоящим продуктом — хотя бы потому, что значительно сократил время загрузки системы. Но надеюсь, разработчики постараются усовершенствовать нынешние алгоритмы и удвоить емкость флеш-памяти, чтобы повысить производительность для более широкого круга задач.