Warhammer - одна из самых успешных вселенных в мире настольных военных игр. Обладая могучей брутальной эстетикой, соединив фэнтэзи и фантастику (особенно в своем расширении Warhammer 40.000), будучи поддержана толково написанными книгами (ищем в электронных библиотеках и магазинах "Вселенную Молота Войны") - она погрузила в себя тысячи и тысячи молодых сердец, став для них идеальным альтернативным миром. Как ни странно, в мире компьютерных игр ей удалось добиться заметно меньших успехов: привлекательными для массовой аудитории можно назвать только современный Dawn of War с дополнениями, да древние Shadow of Horned Rat/Dark Omen. Достаточно далекие от стратегического течения тех времен. Предложив действительно необычное видение стратегии, две последние игры были в определенных кругах культовыми. Более того - любимыми. Mark of Chaos - попытка возродить былую славу этой великой серии.
Основная формула игры больше всего напоминает ожившие схемы сражений из школьного учебника истории, со всеми этими прямоугольниками "полков" и стрелками "ударов". Единицами, находящимися под вашим командованием, служат в основном не отдельные юниты, а составленные из "человечков" неделимые отряды. Искусство победы состоит здесь в искусном "дирижировании" имеющимися в наличии силами, каждая со своими плюсами и минусами: в разных модификациях пехота, стрелки, кавалерия, а также "отряды из одного", такие как артиллерия, осадные орудия, чудовища и герои, в том числе волшебники. Манипулируя в голове и на поле битвы хитросплетением скоростей, направлений, расстояний и временных интервалов, распределяя совокупность сил на совокупность угроз - стратег должен принимать во внимание также и такие вторичные параметры, как жизнеспособность подразделений, их боевой дух и физическая усталость. И, конечно же, целый букет специальных способностей, умное применение которых во всех смыслах украшает игру.
Управление войсками несложно - оно намеренно сделано таковым, чтобы дать возможность игроку сконцентрироваться на главном, на самой битве. Основными командами служат (как для одного отряда, так и для объединенной группы): "перемещение в точку", "перемещение и затем ориентация фронта в направлении", "атака", "яростная атака", "бегство во спасение". Понятные естественным образом дополнительные настройки включают в себя переключатели "ходьба/бег", "боевое/маршевое построение", "плотный/рассредоточенный строй", "агрессия/удержание позиции". Добавляя классическое управление группами, отличную систему визуализации всех параметров (вплоть до дальности стрельбы) и крайне удобный способ управления камерой с выдающимися рабочими углами и расстояниями - получаем крайне интуитивный удобный контроль: немного практики, и большинство действий идут "на автомате". Немного жаль только прежнего необычного интерфейса - контрольные панели нового образца приведены к типичным стандартам стратегий в реальном времени.
Впрочем, таким этот тип Warhammer-игры был и раньше. Есть и нововведения. Главное из них - отдельный класс героев. Помимо типичных RTS-геройских функций (включающих возможность "оживления" после боя), они могут также в любой момент присоединяться к своим отрядам, причем увеличивая их силу не только за счет собственных "боевых" возможностей, но и за счет специальных "командирских", именно на такие ситуации и рассчитанных. Кроме того, герою дана возможность вызвать героя противника на дуэль. Такой поединок изолируется от остального боя магическим кольцом, протекает под отдельным "поединочным" управлением, используя, в том числе специальные "поединочные" возможности. Такая троякая функциональность героя поддержана тремя же ветвями развития персонажей: растить можно как командира, дуэлянта или супермена, так и сбалансированного универсала. Скомпенсировать "перекос в развитии" при помощи магических предметов - не получится: в отличие от первых игр, многочисленные артефакты (в том числе разового применения) здесь выступают постоянными или временными модификаторами качеств или генераторами чудес (невидимость, регенерация, порождение монстров), а не активным оружием. "Посохи с молниями" - как ни жаль, тут не раздаются.
Для "спецушек" героя, отряда, или их комбинации отведена специальная полоска в командной сетке, причем все они снабжены прекрасно распознаваемыми даже в горячке иконками. Для применения требуется, чтобы была в наличии мана (единый самовосстанавливающийся резерв на всю армию), и чтобы прошло достаточно времени с момента предыдущего применения (cooldown). Ассортимент спецприемов, у каждого из которых есть несколько степеней "прокачки", не то чтобы особенно оригинален, но достаточен, чтобы увлечься их коллекционированием и тестированием в разных сочетаниях: усиленные дистанционные атаки и рукопашные атаки, защитные и по иному положительные ауры, групповые бонусы и так далее. К сожалению, несколько портит впечатление непрозрачность арифметики боевой системы. Если геймер не является ветераном настольного Warhammer, или если где-то не существует подробного и доходчивого руководства по деталям игры, большая часть из довольно обширного набора сопроводительных цифр и процентов останется, скорее всего, им непонятой.
Почему игра, практически не отступающая от столь древней формулы, все еще остается не просто интересной, а ещё и увлекательной? На этот вопрос есть отдельный ответ для однопользовательской кампании, и отдельный для мультиплеера.
Мультиплеер, включающий в себя четыре незначительно отличающихся друг от друга критериями победы режима (включая осаду укреплений) - рассчитан на сражения от 2 до 6 человек (или ИИ) по LAN или Интернет, и предлагает битвы на истребление на картах не простых, но снабженных предоставляющими бонусы ключевыми точками. Первый интерес тут попросту в том, что процесс сражения быстр, нагляден и интересен. При этом обладает в полной мере "реализмом, но в мире фэнтэзи". Второй же - в великолепной гибкости, что предоставляет "конфигуратор армий" в процессе "покупки войск" на выделенную в условиях партии сумму. Выбирая из четырех типов рас (люди, эльфы, скавены-крысоиды, орки и демоноиды), по три фракции в каждом (генеральный бонус, свой набор войск), плюс межрасовые наемники (от троллей до гномов) - можно не только набрать армии "по-честному", но и создавать самые необычные поединки. Например, увешанный всевозможными побрякушками, высокоуровневый, обладающий множеством умений демон-лорд против обычных пехотинцев и стрелков, зато в количестве огромной толпы.
Однопользовательская кампания берет тем, что, при множестве заимствований в сфере именно "боевой части", клонировать основной принцип сюжетной привлекательности так никто и не догадался. А состоит он в том, что, играя в несомненную RTS, вы в то же самое время играете в отличную необычную RPG. Только в роли "подопечного героя" в ней выступает не одно существо, а целая армия (то есть две - есть свое приключение и за "светлые", и за темные силы). За каждым из приключений стоит незамысловатая, но очень "вархаммеровская" история про войну, начатая дивного качества роликом, продолженная куда как более простыми, но очень яркими межмиссийными роликами, замечательно написанными и озвученными текстами. Историю, которую может быть интересно пройти не только в первый раз, но и во второй, и в третий - "персонажа" вы ведь можете собрать каждый раз очень разным.
Главное то, что по каким бы вы принципам не формировали свое войско, именно с ним вы проживете кампанию от начала и до конца, шаг за шагом совершенствуя свое умение им пользоваться, изучая новые тактики и возможности. Будете возиться с ним на привалах, тратя честно заработанные за задачи и дополнительно найденные на поле боя деньги, восстанавливая целостность опытных и усовершенствованных (оружие, броня, штандарты, музыканты, знаменосцы, осадные лестницы) подразделений. Приобретая и оснащая отряды новые. Финансовый баланс сделан так, что вы почти всегда можете не стесняться в средствах, усиливая какой-то отдельный отряд, но никогда не можете купить все, что хочется для всех. Этот факт постоянно мотивирует, как и положено правильному ролевику. Подобно другим играм в стиле "жизнь наемника" (сразу вспоминаются незабвенные Mechwarrior) - элементы менеджмента исправно делают свою работу по погружению в игровую атмосферу, создавая такую иллюзию свободы, какую не под силу затмить даже отсутствию свободы подлинной.
Ведь кампания здесь чрезвычайно линейна. Вы ввязываетесь последовательно в предуготовленные сражения, выбирая лишь, идти или не идти в опциональные (все равно ведь идти - игра нравится, а кампания коротка). Более того, навязаны даже ограничения по численности отрядов, которые можно взять с собой в каждый отдельный бой. Досадно, но это улучшает баланс и добавляет выборов: взять максимум силы или потренировать отряды-новобранцы? Сами миссии, за редким исключением, похожи одна на другую: "уничтожить всех, соблюдя определенные условия". Кроме того, все они достаточно просты, особенно для серьезных стратегов. Но у них, на мой взгляд, несколько другая формула, чем обычно в RTS. Двухкомпонентная: во-первых, цель "хорошо провести время" доминирует над остальными; во-вторых, стоит задача, прежде всего, не "победить", а "победить с максимальной эффективностью": минимум потерь (восстановление которых обходится в копеечку), максимум уничтоженных врагов (а значит, и отобранных трофеев). Кроме того, через какое-то время к армии привязываешься настолько, что потерь не хочется допускать уже и по причинам чисто психологическим. Впрочем, если таковые произошли, сражение можно и переиграть. Правда, только с самого начала, сохранения есть только на "карте путешествий". Сохраняться рекомендуется вручную, каждый раз до начала всех покупок (по неопытности легко купить дорогое и ненужное)- на автоматические же "сохраненки" полагаться не стоит, в том числе и по причине неожиданных вылетов в Windows с их потерей.
Графически игра очень хороша, разве что несколько чересчур мрачна. Отличные текстуры, прекрасные модели солдат, очень правильно анимированных "вразнобой" (чтобы выглядели как живое войско, а не автоматы на марше). Спецэффекты не особенно впечатляющи, зато обычно очень детальны. Ландшафты сделаны во многом вручную и не раз вызовут удивление, особенно в сочетании с мощными ракурсами и сильнейшими небесами. К сожалению, отличная реализация перестроений и движения в формациях не помогла в решении одной из основных проблем в реализации боя: пока передние ряды формации рубятся с авангардом врага, задние спокойно "отдыхают". Зато двумерные иллюстрации-картины - удивительны, их хочется увидеть все.
Озвучка персонажей чересчур, на мой взгляд, экзальтированна, но вливает ярких эмоций в происходящее. Очень хороша и музыка, но особенно фоновые звуковые эффекты.
Итого: превосходный римейк классики. Прекрасная покупка для всех, кто любил Dark Omen, кто любит Warhammer и фэнтэзи вообще, любит простые стратегии в сингле и особенно мультиплеере. Кто наслаждается эскапистскими элементами в играх больше, чем любыми другими. Хочется надеяться, MoC обретет продолжения, в которых раскроется колоссальный потенциал вселенной Warhammer, по крайней мере, по части изобилия причудливых и притягательных юнитов. Пока что их маловато.