Регистрация торговой марки Windows 365 намекает, что появление подписной модели распространения Windows уже не за горами. И если опыт Office 365 о чем-нибудь говорит, то это будет не просто Windows.
Слухи о том, что Windows будет распространяться по подписке, ходят со времен запуска Office 365. Представляя последнюю на данный момент тестовую сборку Windows 10, руководство Microsoft упомянуло о концепции «Windows как услуга». А недавно компания практически подтвердила существование планов по введению подписки, зарегистрировав торговую марку Windows 365. Некоторые уже заранее яростно протестуют, но прежде чем приходить в ужас, давайте попытаемся представить, что может включать в себя подписка на Windows 365.
Для начала отмечу: я почти не сомневаюсь в том, что Windows рано или поздно будет распространяться по подписке. Не надо быть великим Нострадамусом, чтобы делать такие предсказания, и вообще упоминаю я об этом только по одной причине: я точно так же не сомневаюсь, что Windows по-прежнему можно будет купить и классическим образом, с единовременным платежом. Обещание бесплатно раздавать Windows 10 в первый год выпуска и одновременно с этим регистрация торговой марки Windows 365 вовсе не свидетельствуют о том, что Microsoft вынашивает коварный план по вымоганию ежемесячных платежей за Windows у всех пользователей.
Полностью согласен с моим коллегой Грегом Шульцом (Greg Shultz), обозревателем TechRepublic, который пишет: «Разумеется, подписная версия Windows будет включать в себя массу новых функций и усовершенствований, недоступных в Windows 10. Наверняка некоторые пользователи предпочтут отказаться от этих новых функций и продолжат пользоваться Windows 10».
Другими словами, Windows будет распространяться и традиционно, и по подписке – точно так же, как Microsoft Office сейчас можно купить одноразово или использовать за абонентскую плату. С появлением Office 365 классический Microsoft Office никуда не делся и пользователей вовсе не вынуждают переходить на ежемесячные платежи. Просто подписная версия гораздо выгоднее традиционной.
Надо сказать, потребители в массе своей и так не покупают Windows. Они покупают новые компьютеры, на которые Windows предустановлена. Некоторые, возможно, заплатят потом за обновление до следующей версии, но большинство продолжит пользоваться предустановленной Windows до тех пор, пока не настанет пора покупать новый компьютер.
Опрос, проведенный в 2011 году, показал, что среднестатистический потребитель покупает новый компьютер каждые 4,5 года. С тех пор многое изменилось, оборудование стало надежнее, так что этот интервал наверняка увеличился. Округлим до 5 лет. Если предположить, что стоимость предустановленной Windows составляет порядка $200, получается, что годовая плата за нее составляет $40 на протяжении срока пользования компьютером. Даже если бы по подписке Windows 365 распространялась исключительно обычная Windows и ничего больше, она вполне спокойно могла бы стоить $40 в год, и пользователи при этом ничего бы не потеряли.
Однако куда более вероятно, что цены на Windows 365 будут сравнимы с ценами на Office 365 – порядка $100 в год или $10 в месяц. И если дальше проводить параллели с Office 365, то за эти деньги подписчики получат гораздо больше, чем просто Windows. К примеру, подписка на Windows 365 может дать право устанавливать операционную систему на пять компьютеров, как это позволяет Office 365 Домашний. Тогда для каждого из пяти пользователей подписки абонентская плата составит уже всего лишь $20 в год.
Кроме того, подписка может включать в себя множество дополнительных преимуществ, например, неограниченное хранение файлов в OneDrive или бесплатные звонки на обычные телефоны через Skype, как это сделано в Office 365. Может быть, к ней будет прилагаться семейная подписка на Xbox Live Gold. Короче говоря, Microsoft вряд ли просто предложит подписку на Windows 365 в качестве альтернативы традиционному способу распространения Windows и будет тихо надеяться, что пользователи массово перейдут на новую модель. Компания будет стараться всячески заинтересовать потребителей в подписке и потому сделает Windows 365 гораздо привлекательнее обычной Windows.
Еще один возможный ход – предложить Windows 365 и Office 365 в комплекте по сниженной цене. Например, если Office 365 Домашний стоит $100 в год и Windows 365 Домашняя – $100 в год, годовую подписку на то и другое можно предлагать за $150.
По моему мнению, Office 365 – очень выгодное приобретение, поэтому я с большим интересом жду, во что выльется Windows 365. Но если вы категорически против подписок и опасаетесь, что Microsoft начнет брать с вас ежемесячную или годовую плату – расслабьтесь. Уверяю вас, это будет исключительно добровольно.