Я понимаю, что 2014 год еще не закончился, но мне уже не терпится подвести один радостный итог: началось возрождение ПК. Три года мы пытались сжиться с представлением о том, что смартфоны и планшеты могут каким-то образом заменить собой персональные компьютеры, и вот наконец появился более глубокий взгляд на вещи. Забавно, что именно повсеместное распространение мобильных устройств помогло нам всем осознать, насколько полезны компьютеры.
В ходе июньской презентации Surface Pro 3 корпоративный вице-президент Microsoft Панос Панэй (Panos Panay) упомянул об этом изменении в восприятии рынка. Все называли iPad «убийцей ПК», сказал Панэй, но во втором квартале 2014 года продажи iPad (самого быстрорастущего продукта за всю историю Apple) впервые сократились в годовом исчислении. В следующем квартале повторилось то же самое, и аналитики IDC прогнозируют, что по итогам 2014 года Apple продаст меньше iPad, чем в 2013-м, а общие продажи планшетов почти перестанут увеличиваться, особенно по сравнению с прошлогодним 50-процентным ростом.
Компьютерная отрасль, впрочем, не полагается исключительно на динамику продаж планшетов, хотя то, что по среднему сроку службы планшеты сравнимы скорее с ПК, чем со смартфонами (4-5 лет против 2), без сомнения, играет компьютерному рынку на руку. Производители ПК и сами деятельно способствуют улучшению своего положения: сначала они атаковали бюджетный сегмент рынка дешевыми хромобуками, а теперь прибавили к ним еще и недорогие ноутбуки с Windows, что стало возможно благодаря объявленной Microsoft политике лицензирования «по нулевой цене». И самое удивительное, что некоторые из этих дешевых ноутбуков с Windows – вполне приличные. А это, конечно, в корне меняет дело.
Все эти события сами по себе очень интересны. Но когда задумываешься о потерянных годах Windows 8 (которые я отсчитываю с 2011-го, включая предрелизный цикл), становятся очевидны истоки трагедии. Как и большинство плохих идей, Windows 8 была задумана с хорошими намерениями: Microsoft хотела распространить свое господство в сфере настольных ПК на мобильную облачную сферу.
Это был смелый ход. И хотя некоторые теперь вечно будут высмеивать Microsoft за объединение новой мобильной платформы со старым добрым рабочим столом, хорошие наработки тут есть. А с выходом Windows 10, в которой большая часть нелепостей Windows 8 исправлена, востребованность новых функций может даже возрасти: люди охотнее будут пользоваться более надежными и безопасными «современными» приложениями, магазином, технологиями мобильного управления и глубокой интеграцией с облачными сервисами. И это тоже хорошо.
Но если не вдаваться в такие подробности, в эпоху провальной Windows 8 меня больше всего беспокоило транслируемое на высшем уровне представление о том, что мобильные устройства с постоянным доступом в Интернет заменят собой компьютеры – что сами компьютеры превратятся в эти упрощенные устройства. Я все-таки думаю, что в гетерогенном компьютерном мире будущего найдется место и для ПК, и для мобильных устройств. (Тут можно, кстати, вспомнить, что сначала новым слоганом Microsoft была «эра ПК+», и только потом зашла речь об «устройствах и сервисах», а затем – о «мобильности и облаках».)
Год назад я написал статью «Правильный инструмент для работы» (название потом как-то поменялось, кажется, из-за SEO), в которой досадовал на чересчур многофункциональные устройства. Планшетофон, к примеру, может заменить собой смартфон и планшет – и кому-то действительно заменяет, но на мой взгляд, для телефона он слишком большой, а для планшета – слишком маленький. А гибридное устройство типа Microsoft Surface может служить и планшетом, и ноутбуком, но мой опыт свидетельствует, что действительно хорошо оно справляется только с одной из этих ролей. Surface Pro 3, например, прекрасен как ультрабук – тонкий, легкий и мощный. Но планшет из него весьма посредственный – с вентилятором и убогой экосистемой приложений.
На самом деле, все последние годы совершенствовались не только смартфоны с планшетами, но и персональные компьютеры. Поэтому сегодня совершенно спокойно можно носить с собой сразу три устройства – смартфон, мини-планшет и ультрабук, а по весу это все равно будет гораздо меньше, чем несколько лет назад весили стандартные бизнес-ноутбуки. Притом каждое из этих устройств прекрасно выполняет какую-то одну уникальную задачу.
Зачем нужны смартфоны – и так понятно, но вот представление о том, что планшеты могут заменить собой ПК, стремительно устаревает. Планшеты, особенно iPad и Android-устройства, созданы в первую очередь для потребления контента, а для его создания не годятся. Я ношу с собой планшет, чтобы читать, смотреть фильмы и телешоу в самолете. Ну и еще на нем можно играть.
В таком случае на долю ПК остается... просто быть персональным компьютером. Инструментом для работы, с полным набором функций, необходимых тем, кто создает контент. Устройством, освобожденным от задач потребления контента, для которых у нас теперь есть смартфоны и планшеты. У ПК есть свое предназначение и место в жизни. И да, пускай это будет грузовик (вспоминая образное сравнение Стива Джобса (Steve Jobs)) – для работы как раз грузовики и нужны. Ничего удивительного тут нет, и я уже устал стыдиться своей любви к ПК.
Кто-то, возможно, считает иначе, и потребности у всех разные. Кому-то и iPad годится для работы. Это совершенно нормально, потому что в сегодняшнем мире найдется место для любых устройств. Включая компьютеры. Компьютеры с сенсорными экранами. Компьютеры-трансформеры, способные превращаться в планшеты. Все это прекрасно.