Гален Груман (Galen Gruman) недавно написал очень вдумчивую статью о войне облачных хранилищ и ее жертвах: Box, Dropbox, ShareFile и т. п. По его мнению, Microsoft, Google и Apple не столько пытаются целенаправленно уничтожить конкурентов, сколько «стараются привязать пользователей к своим экосистемам, ограничивая совместимость со сторонними сервисами».
Очень мило со стороны Грумана сомневаться в злом умысле Microsoft, но по-моему, он думает о компании слишком хорошо. В последнем анонсе Microsoft явно читается главная цель: сделать OneDrive единственным облачным хранилищем на рынке. Пожалуй, стоит уже переименовать его из «единого диска» (OneDrive) в OnlyDrive – «единственный диск».
Анонс вышел под названием «Нестандартный подход», которое в английском варианте (Thinking outside the box) намекает на принципиальное отличие от Box и Dropbox. В этой публикации корпоративный вице-президент Microsoft по маркетингу Джон Кейс (Jophn Case) представил новые возможности OneDrive для бизнеса:
• Объем хранилища по умолчанию увеличен с 25 Гбайт до 1 Тбайт (да, терабайт). • Каждому пользователю выделяется 1 Тбайт места на всех тарифах Office 365 ProPlus. До сих пор такая возможность была лишь в некоторых вариантах подписки Office 365 ProPlus. • Пользователям предлагается помощь в переходе на OneDrive для бизнеса с других облачных сервисов. Что в это вкладывается, правда, не уточняется.
К тому же OneDrive для бизнеса в качестве отдельного сервиса стоит гораздо дешевле конкурентных предложений. Самый большой тариф Dropbox Pro предлагает 500 Гбайт места за $499 в год, или $41,58 в месяц. Подписка Office 365 ProPlus, включающая в себя Office, Exchange и OneDrive для бизнеса, стоит $144 в год, или $12 в месяц, а на OneDrive для бизнеса отдельно (с облачным хранилищем и онлайн-версиями приложений Office) можно подписаться за $60 в год, или $5 в месяц. Ну и чтобы уж наверняка переманить всех на OneDrive для бизнеса, до сентября 2014 года эта цена снижена до $2,5 в месяц.
«Стабильная синхронизация файлов, без сомнения, важна, но мы убеждены, что по-настоящему полезна она может быть только в составе единого и полнофункционального решения для совместной командной работы», – говорится в анонсе Microsoft. И действительно, сервис интегрирован с Office, совместим со всеми устройствами на базе Windows (смартфоны, планшеты, компьютеры), поддерживается на других платформах (OS X, iOS, Android) и является составным компонентом новой системы умного поиска Office Graph. Все это призвано гарантировать пользователям повсеместный доступ к данным и намертво привязать их к экосистеме Microsoft.
Microsoft вполне может преуспеть в этом начинании: 1 Тбайт места послужит для пользователей достаточным мотивом для перехода на OneDrive, а остальные возможности интеграции надежно закрепят их в новой экосистеме.
В анонсе Microsoft можно заметить и другие многозначительные намеки. «Суть облачных сервисов – в разрушении стен, разделяющих людей и информацию, а не в сооружении отдельных воздушных крепостей на небе», – говорится в нем. Слово «azure» переводится как «небесно-голубой», и облачная платформа Microsoft называется Azure совершенно не случайно. Microsoft хочет присвоить себе все небо! А название OneDrive означает не просто «вам нужен только один диск – наш». Оно подразумевает, что «есть только один диск – наш!»
Впрочем, Apple iCloud и Google Drive в ближайшее время, разумеется, никуда не денутся. Им помогут брендовость, возможности расширения и тесная интеграция с собственными экосистемами. Но вот сторонние провайдеры облачных сервисов типа Box, Dropbox и прочих мелких игроков наверняка потрясены последним анонсом Microsoft. Теперь им придется срочно придумывать, как удержать своих пользователей.