И Gartner, и IDC наконец опубликовали итоговые отчеты, так что пришла пора посмотреть, как обстояли дела на рынке ПК в 2013 году. Вряд ли кого-то удивит, что по сравнению с предыдущим годом продажи персональных компьютеров опять упали, и что объясняется это главным образом ростом популярности мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Но насколько сильно сократился рынок в 2013 году и что ждет нас дальше?
Начнем с того, что дела не так плохи, как можно было бы ожидать. И это странно, потому что кругом – и в серьезной прессе, и в любительских блогах – говорят как раз об обратном.
Согласно цифрам Gartner и IDC, из которых я, как всегда, рассчитываю среднее арифметическое, мировые продажи персональных компьютеров в 2013 году составили 315,3 млн единиц, что на 10% ниже по сравнению с 350,2 млн единиц в 2012-м.
Итак, 10-процентное падение. Казалось бы, 10% – не такая уж страшная цифра. Но в ретроспективе годовое сокращение на 10% – худший результат за всю историю рынка ПК (отмечает Gartner). Поставки упали до уровня 2009 года, хотя еще несколько лет назад все активно предсказывали, что продажи компьютеров скоро достигнут заветного 400-миллионного порога (чего так и не произошло). IDC дополняет эту грустную статистику, отмечая, что поставки ПК сокращаются уже семь кварталов подряд.
Аналитики Gartner считают, что на зрелых рынках типа американского продажи компьютеров «достигли дна», то есть, в 2014 году дальнейшего падения уже не ожидается, а вот на развивающихся рынках ухудшение продолжится: там слишком многие предпочитают смартфоны и/или планшеты в качестве основного компьютерного устройства. IDC глобальных выводов о причинах не предлагает, но делает кое-какие замечания по отдельным рынкам – весьма предсказуемые.
Одно из значимых событий 2013 года – перестановка в пятерке ведущих производителей ПК. На первое место вырвалась компания Lenovo, которой удалось продать 53,5 млн компьютеров и отхватить себе 17% рынка. Интересно, что Lenovo – единственный в пятерке производитель, у которого продажи и рыночная доля в 2013 году росли. Все остальные участники топ-5 столкнулись с падением обоих показателей.
Компания HP, в 2013 году уступившая Lenovo звание лидера, теперь занимает второе место с поставками на уровне 52 млн, а ее доля рынка сократились на 9,3% – до 16,4%. Доля Dell уменьшилась только на 2,2% и теперь составляет 11,8% на фоне 37,5 млн проданных компьютеров.
У замыкающих участников пятерки потери самые большие. Компания Acer оказалась на четвертом месте, продав 24,9 млн ПК и ужавшись на 28,3% – до 7,85% рынка. Пятую строчку рейтинга занимает компания ASUS: ей в 2013 году удалось продать лишь около 13 млн компьютеров, а ее рыночная доля сократилась на 18,65% – до 6,1%. У остальных участников рынка дела тоже плохи – падение составило 10,75%.
Главный вопрос теперь в том, продолжится ли неуклонное снижение рынка или показатели наконец закрепятся на нынешнем уровне. Предсказать невозможно, но я думаю, будет что-то среднее: медленное, но непрерывное падение, после которого период стабильности настанет либо сразу, либо после нескольких скачков.
Другой вопрос касается отдельных участников рынка. Я уже, конечно, много писал о том, как все эти изменения влияют на Microsoft и Windows, но затронута оказывается в итоге вся экосистема компаний. Судьба двух из них особенно интересна.
Первая – это производитель процессоров Intel, который пытается выпускать чипы не только для ПК, но испытывает при этом серьезные трудности – не меньше, чем Microsoft со своей Windows 8. Intel пытается пробиться на мобильный рынок, но помимо относительного успеха хромобуков, которые сами по себе не особо перспективны, существенных результатов компании добиться не удалось.
И кстати о хромобуках – пожалуй, неудивительно, что у всех крупных производителей, кроме ASUS, уже есть своя «хромовая» альтернатива Windows, да и ASUS в скором времени собирается представить собственную. Но основным фактором роста для этих компаний в дальнейшем будут смартфоны и планшеты, а не персональные компьютеры.
Пожалуй, больше всего пользы из этого может извлечь Lenovo. Компания уже выпускает успешные планшеты и гибридные устройства типа YOGA, заполняющие собой нишу между планшетами и ПК. Есть у Lenovo и линейка смартфонов – пока в основном для китайского рынка, но в нынешнем году они появятся и по всему миру. А главное, производитель использует и Android, и Windows.
В каком-то смысле, любая компания, называющая себя производителем ПК – то есть, персональной вычислительной техники – должна выпускать устройства любого типа, включая смартфоны, планшеты и даже, черт возьми, хромобуки. Как ни странно, почти все они уже так и делают. И это, мне кажется, может служить примерным ориентиром на будущее: нас ждет более разнообразный и гетерогенный рынок с более широким выбором.