Если судить по анонсам с выставки CES, на настольных компьютерах можно поставить жирный крест. Производители с головой погрузились в создание устройств и разработку приложений с Android – ну, или по крайней мере, без Windows.
Моноблок Acer и «настольный планшет» Lenovo N308 применяют Android в формате, типичном для Windows-компьютеров. Toshiba представила собственное устройство с Chrome OS. Даже компания HP, давний приверженец Windows, присоединилась к коллегам с моноблоком Slate 21 под управлением Chrome OS или Android на выбор.
Что за всем этим стоит? Как минимум, осознание того, что компьютер, необходимый для выполнения базовых задач, нуждается в предустановленной Windows не больше, чем житель большого города – в вездеходе. Не последнюю роль в этом играет зрелость программной экосистемы Android и широта аппаратной поддержки. Сегодня полноразмерные Android-устройства уже не выглядят нелепо.
Отчасти нынешние тенденции связаны и с изменением рабочих привычек. Для всех пользователей – от рядовых до деловых и профессиональных – персональный компьютер (независимо от формата) перестал быть самоценным и превратился всего лишь в средство доступа к Сети. Если нужное веб-приложение можно использовать в любом месте и на любом устройстве, не так уж важно, что это за устройство и какая на нем стоит операционная система.
Для тех, кто следит за публикациями о «посткомпьютерной эре», все это не новость. Однако окончательному превращению традиционных компьютеров и стандартной Windows в цифровой утиль препятствуют несколько обстоятельств.
Во-первых, цена. Топовые конфигурации с Android стоят ничуть не дешевле полноценного компьютера, поэтому невольно возникает вопрос: а за что, собственно, такие деньги? Упомянутый моноблок Acer, например, предлагается за внушительные $1100 – очевидно, из-за дисплея с разрешением 2560x1440 точек. Добавить к этому еще около $100 – и уже можно покупать Windows-моноблок Lenovo с не менее восхитительным 27-дюймовым экраном и процессором Intel Core i7-4700MQ вместо Nvidia Tegra 4 у Acer. Стоит ли платить $1100 за простоту? (Более дорогие хромобуки, кстати, продаются далеко не так успешно, как дешевые, хотя простота и легкость обслуживания являются весьма убедительным аргументом «за».)
Во-вторых, от ПК гораздо труднее отказаться, чем нас пытаются убедить. Не последнюю роль в этом играет сам формат: некоторые виды работы просто немыслимы без полноразмерных клавиатуры и экрана (думаете, я свои статьи на смартфоне пишу?). И даже если вопрос с форматом снимается (взять, например, моноблок), в Android и Chrome OS по умолчанию отсутствуют многие существенные функции, поэтому устройства на альтернативных платформах трудно назначить на роль основного компьютера.
Не то чтобы у них нет будущего. На свете немало пользователей, которым компьютер нужен только для получения почты и просмотра видео, так что место на рынке для моноблоков с Android и Chrome OS найдется.
Вопрос в том, захотят ли такие пользователи в массе своей получать меньшее за те же деньги. А эта проблема становится все актуальнее по мере того, как сокращается разрыв в цене между устройствами с Android или Chrome OS и полноценными Windows-компьютерами любых размеров и форматов. Да и нельзя сказать, что на CES не представили ни одного нового компьютера с Windows: все упомянутые производители анонсировали и разнообразные Windows-модели.
Так что мы наблюдаем, скорее, не закат идеи персонального компьютера, а ее расширение до новых, в прошлом неизведанных границ. Но сможет ли большинство покупателей сознательно согласиться на меньшее – пока не ясно.