Еще задолго до своего блистательного провала, Windows 8 ознаменовала собой официальное возрождение стратегии Microsoft «одна операционная система для всех устройств». Хоббиты (внимание, спойлер!) с продуктом подобного объединительного подхода в конце концов успешно разобрались, а вот перед Microsoft лежит, похоже, куда более длинный и тернистый путь, прежде чем компания сумеет отвоевать свою прелестную долю рынка у всемогущего iPad.
Ведь iPad изящный и простой, а Apple совершенно не волнует, что iOS работает только на смартфонах и планшетах и не работает на Mac. Между тем какие действия Microsoft предприняла для достижения своей цели, помимо размахивания руками и тарахтения о том, как прекрасно иметь одну Windows сразу на всех устройствах?
Идея, кстати, не нова. Тот же самый лозунг звучал, когда на сцену ворвалась Windows NT, принесшая с собой «все преимущества настольной операционной системы на вашем сервере» (и попутно угробившая Novell NetWare). Потом появились первые Windows-фоны, рекламирующие полную совместимость Windows со всеми устройствами. Смутные намеки на универсальность делались даже тогда, когда Microsoft попыталась освоить рынок цифровой видеозаписи, преподнося Windows Media Center и Xbox как «привычный» способ для записи телеэфира – даром что в пять раз дороже стандартной приставки для видеозаписи или TiVo.
Сколько нужно Windows, чтобы вкрутить лампочку?
Теперь эта концепция вновь на сцене и подается как сокрушительная месть Apple. «Времена, когда нужны были несколько разных операционных систем, миновали! Да здравствует универсальная ОС – Windows 8(.1)!» Правда, как справедливо отмечает обозреватель Ars Technica Питер Брайт (Peter Bright), ОС не одна – их три. Впрочем, даже Питер ошибается: на самом деле их четыре.
Он забыл про Windows Embedded 8 (уже, видимо, 8.1), незаметную ОС, которая проползает на самые неожиданные устройства – кассовые аппараты, например, или те громоздкие штуковины, в которые курьеры FedEx забивают цифры при регистрации посылки (впрочем, эти приборы, похоже, скоро вымрут вместе с курьерами в свете амбициозных планов Amazon по запуску летучих ботов-доставщиков). У Windows Embedded много общего с другими тремя версиями в том, что касается ядра и основополагающих технологий, но развертывается и управляется она принципиально иначе.
Четырех операционных систем, судя по всему, оказалось слишком много – не только для извечных производителей слухов, но и для самой Microsoft, которая пытается унифицировать Windows на любых устройствах. Я рад за рэдмондских маньяков, но у меня вопрос с точки зрения конечного пользователя – того самого офисного мученика, который всегда с нетерпением ждет окончания рабочего дня. Нужна ли мне единая операционная система на всех моих устройствах? Может, я слишком давно отстал от жизни и превратился в сварливого затворника, но всем своим нутром чую: да не дай бог!
Подавляющее большинство операционных систем и программных новаций, поступающих от Microsoft, нацелено на повышение продуктивности. Около сотни тысяч сотрудников компании день и ночь трудятся над тем, чтобы заставить всех нас тоже трудиться день и ночь, с редкими Xbox-забегами для разнообразия. И Microsoft в этом смысле не одинока. Миллионы блистательных умов на службе тысяч технологических компаний постоянно заняты тем же самым. В результате произошла смена культурной парадигмы, и с каждым годом у нас тихо, но неотступно отнимают все больше свободного времени. Куда ни повернись, всюду тебя встречают звоночки и мигающие напоминания о несделанной работе.
Из игрушки в инструмент: чудесное превращение iPad
Именно поэтому Apple iPad оказался таким успешным. Поначалу iPad никоим образом не относился к работе. В нем не было ничего делового, кроме почтового клиента, и его не предполагалось использовать в бизнесе. Это была игрушка, и не в уничижительном смысле слова. Это было исключительно личное устройство для того, чтобы играть в Angry Birds, смотреть сайты (правда, без Flash-видео) и надоедать друзьям своими отпускными фотографиями.
iPad проник в офис только потому, что смотрелся очень круто. Всякий хотел себе iPad. А потом один из руководящих маньяков-извращенцев придумал провести на нем презентацию, и все пропало. Этот радостный идиот испортил жизнь всем остальным. Тут же началась гонка по внедрению iPad в рабочую среду. Софтверные компании начали рекламировать бизнес-приложения с поддержкой iPad и распространяться о том, как прекрасно иметь полный набор рабочих инструментов на любом домашнем устройстве, за исключением разве что радионяни.
Это не фантазии. Это поучительная история на тему: «будьте осторожны в своих желаниях, чтобы не пришлось жалеть о последствиях». Когда выключаешь компьютер и отправляешься домой (я догадываюсь, что компьютер портативный, так что тоже едет домой, но он хотя бы спит), можно взять iPad и пораскрашивать вместе со своим ребенком картинки по сети, выкинув работу из головы. Это очень полезный перерыв. Он прямо-таки необходим, если не хочется умереть от стресса в 55. Именно так все должно быть. Так было у моего отца: каждый вечер домой после шести и отдыхать – разве что вместо iPad был виски и гольф во дворе.
У нас уже все по-другому. Наши работодатели хотят, чтобы мы всегда были готовы, на связи и за работой как можно дольше, пусть даже ранним субботним утром. Задумайтесь-ка, не собираетесь ли вы работать в предстоящие выходные, а потом вспомните, не регулярная ли это практика.
Windows на всех устройствах – это еще один способ лишиться выходных. Windows на всех устройствах – это Office на всех устройствах. Планшеты Surface с Windows RT 8.1 не поддерживают Office 2013 x86/x64, зато поставляются с предустановленным Office 2013 RT. А Office сегодня – это не только приложения для создания контента и почта. Те, у кого уже есть пара-тройка устройств с Windows, представляют, каково это, когда они все разом начинают похоронно звенеть, напоминая о предстоящем совещании.
Но это еще не самое худшее. Office – это еще и Lync, всевидящее око, защищенный чат, мутировавший в коммуникационного монстра с щупальцами: теперь тут и текстовые сообщения, и звонки, и видеосвязь, а самое ужасное – система наблюдения за сотрудниками. С ее помощью начальство всегда в курсе, трудишься ли ты прилежно за компьютером или тратишь драгоценное рабочее время на несанкционированный отдых. Конечно, можно схитрить и поставить статус «отошел», но есть риск, что начальство решит проверить, на месте ли ты, написав в чат с каким-нибудь дурацким требованием. Lync уже есть на Windows Phone и – содрогнитесь – на iPad. И не пугайтесь, но Skype он тоже поглотил!
Битва за планшеты
Я не желаю видеть весь этот ужас на своем планшете. Мы уже проиграли битву за смартфоны, но свой планшет, черт побери, я не сдам! Microsoft, засунь свою дурацкую идею универсальной ОС куда-нибудь подальше. Мой планшет принадлежит только мне. Это мой фотоальбом, это моя туалетная библиотека, это мой Angry-Birds-наркотик, и да, я скажу вслух: это мой пукатель! И я не желаю, чтобы посреди моего праздника жизни внезапно прозвенел видеовызов от начальства с вопросом: готов ли квартальный отчет?
Если мы лишимся планшетов, что дальше? Телевизоры? Пудреницы? Я не хочу чувствовать себя виноватым оттого, что в десять часов вечера читаю в постели книжку, вместо того чтобы работать. Нам нужен отдых от работы, нужен какой-то островок личной жизни, пусть даже на современный техно-лад. Думаю, для начала стоит сохранить разнообразие операционных систем.