Поскольку Microsoft официально признала, что iPad и прочие полногабаритные планшеты – это тоже персональные компьютеры, в будущем я собирался пересмотреть свой подход к оценке рынка ПК. Но оказалось, что ждать необязательно: опираясь на данные за первый квартал 2013 года, мы уже можем с легкостью объединить статистику продаж планшетов и компьютеров. И тут обнаруживается весьма интересная штука: оказывается, даже на новом смешанном рынке Windows по-прежнему доминирует.
Я уже высказывал свое мнение по поводу того, что Microsoft официально признала iPad и прочие полногабаритные планшеты персональными компьютерами, в одной из своих недавних статей. Реакция читателей была любопытной. Одни не могут понять, на каком основании Microsoft выступает арбитром в этом вопросе. По мнению других, и без этого было давно понятно, что iPad – это компьютер. А третьи педантично настаивают, что «настоящие ПК» – это технологические наследники «оригинальных» IBM PC.
Вот что лично я думаю по этому поводу. Термин «PC» появился еще задолго до IBM и означает всего лишь «персональный компьютер». iPad и прочие планшеты – несомненно «персональные компьютеры», пожалуй, даже более «персональные», чем современные массовые Windows-ПК и «маки», хотя это Microsoft старается исправить релизом Windows 8.x, который сделает устройства более персональными.
Почему, в таком случае, не считать и смартфоны персональными компьютерами? Кроме шуток, для многих это действительно так. Но я думаю, что, по крайней мере, на данном этапе термин «ПК» должен применяться к тем устройствам, которые большинство людей использует в качестве основного вычислительного инструмента. В основном это традиционные компьютеры и планшеты.
Так или иначе, что бы мы ни думали по данному вопросу, а Microsoft действительно считает iPad и прочие полногабаритные планшеты персональными компьютерами. Так что теперь можно посмотреть, как обстоят дела на смешанном компьютерно-планшетном рынке и какие позиции занимает на нем каждая из основных платформ – Windows, Google (Android/Chrome) и Apple (iOS/Mac). В перспективе у нас появится возможность прослеживать тенденции, прогнозируемые и реальные, и оценивать успехи этих игроков.
А пока посмотрим, какова была ситуация в первом квартале 2013 года.
Для начала нам нужно где-то раздобыть цифры. Известно, что продажи традиционных компьютеров составили в первом квартале 2013 года 77,75 млн. – это среднее арифметическое оценок IDC и Gartner. Планшетной статистики Gartner за тот же период я найти не могу, но по данным IDC, продажи планшетов составили 49,2 млн. Стало быть, общий объем мирового планшетно-компьютерного рынка в первом квартале 2013 года достигал порядка 127 млн. единиц.
Итак, у нас есть три основных платформы:
Windows. Apple в первом квартале 2013 года продала 4 млн. компьютеров Mac. Продажи Linux + Chrome OS округлим до 1 млн. Значит, на долю Windows остается 72,75 млн. компьютеров. По данным IDC, продажи планшетов с Windows составили в первом квартале 1,8 млн. штук. Таким образом, в сумме Windows получает 74,55 млн. единиц.
Apple. Apple, как уже упоминалась, продала в первом квартале 4 млн. компьютеров Mac плюс 19,5 млн. iPad, итого 23,5 млн. единиц.
Google. По статистике IDC, в первом квартале 2013 года было продано 49,2 млн. планшетов. Поскольку 19,5 млн. из них – это iPad, а 1,8 млн. – планшеты с Windows, на долю Android остается 27,9 млн. Достоверных данных о продажах Chrome OS нет (некоторые, и я в том числе, полагают, что она вообще практически не продается), но я щедро выделю ей 1 млн. единиц. Хотя на самом деле, скорее всего, цифра ближе к 500 тысячам. Но так или иначе, Google в сумме получает 28,9 млн. единиц.
Итак, 74,55 млн. + 23,5 млн. + 28,9 млн. = 126,95 млн. единиц – таков был объем компьютерного рынка (включая ПК и планшеты) в первом квартале 2013 года.
Если эти цифры верны, на долю Windows приходится 59% рынка, за ней следует Google с 23% и Apple с 18,5%. При этом продажи Windows заметно выше, чем у двух (даже четырех) других платформ вместе взятых.
Пара важных соображений.
Во-первых, это, конечно, грубая прикидка. Наверняка меня будут критиковать за то, что я слишком хорошо думаю о Chrome OS, а сам я хотел бы присовокупить сюда планшетную статистику от Gartner. Впрочем, со временем в нашем распоряжении появятся более точные данные.
Во-вторых, теперь, когда мы примерно представляем ситуацию на рынке, пора задуматься о тенденциях. Был бы я любителем заключать пари, поставил бы на то, что доля Google растет (в основном за счет Android), доля Apple – падает, а Microsoft держится на одном и том же уровне на протяжении последних нескольких кварталов. Но это всего лишь мои впечатления, не подкрепленные реальным анализом. Изучением тенденций я займусь в ближайшее время.