Windows 8 следует по пути Windows Phone: разработчики игнорируют платформу, отдавая предпочтение более успешным конкурентам, и Microsoft вынуждена платить за новые приложения. Этот искусственный рост – один из самых важных признаков того, что у ОС большие проблемы.
Раньше Microsoft выпускала новую платформу, и разработчики наперегонки неслись делать приложения для нее. Теперь события далеко не всегда развиваются по такому сценарию, и хотя некоторые думают, что это недавний феномен, на самом деле, проблема восходит еще к провалу проекта Longhorn десятилетней давности. Но когда что произошло – не так уж важно. Так или иначе, если Microsoft не может обеспечить органический рост своим новым платформам, их будущее уже предрешено.
Досаднее всего, что инструменты для разработки, SDK и API у Windows замечательные, еще со времен первой Windows Phone в 2010 году. С тех пор, конечно, произошли некоторые значимые изменения. API для Windows 8/RT основаны не на платформе Silverlight/XNA, созданной для Windows Phone, а на совсем новой Windows Runtime. Вариация этой же системы легла и в основу Windows Phone 8. Однако все преимущества платформы для разработчиков сохранились, особенно в Windows 8/RT, где WinRT поддерживает несколько моделей программирования и предлагает достойный выбор.
С другой стороны, платформы Android и iOS для разработчиков находятся в состоянии хаоса. Впрочем, это совершенно не важно: по мере роста популярности этих систем разработчики поневоле приспособились к существующим инструментам, привыкли к их странностям и нелепостям. (И хотя в комментариях наверняка объявятся люди, расхваливающие упомянутые инструменты, я воспринимаю это исключительно как техно-версию стокгольмского синдрома.) Результаты говорят сами за себя, и в итоге образуется «благой круг»: чем больше пользователей, тем больше разработчиков; чем больше разработчиков, тем больше приложений; чем больше приложений, тем больше пользователей; сполоснуть, повторить.
Компания Microsoft, славящаяся своей неторопливостью, выходит на рынки мобильных устройств – главным образом смартфонов и планшетов – с многолетним опозданием. iPhone положил начало современному рынку смартфонов в 2007 году, а Microsoft выпустила Windows Phone только в конце 2010-го. iPad открыл рынок планшетов в начале 2010 года, а Microsoft представила Windows 8/RT лишь в конце 2012-го. В итоге, как я отмечал в статье «Microsoft и комплекс последователя», эти платформы появились, пожалуй, уже безнадежно поздно, как в свое время Zune, вышедшая в 2006 году через пять долгих лет спустя после iPod и три года – после iTunes для Windows.
Microsoft искусственно стимулировала рост Windows Phone, приплачивая разработчикам за выпуск приложений для системы, которой они в противном случае не заинтересовались бы из-за низких продаж. Один из последних и самых очевидных примеров – клиент Pandora для Windows Phone 8, созданный при финансовой и технической поддержке Microsoft. Приложение вышло великолепное, но толку от этого практически нет: первые мобильные клиенты Pandora появились еще в 2008 году, пять лет назад, и с тех пор стали обязательным атрибутом любой успешной мобильной платформы. Так же обстоят дела и с другими раскрученными приложениями (лучший пример – Angry Birds): когда они добираются до Windows Phone, это, без сомнения, радует фанатов, но в то же время подчеркивает огромное отставание Microsoft от первоклассных платформ – Android и iPhone.
Эта же ситуация повторяется и с Windows 8/RT: операционная система умудрилась выйти в широкую продажу без таких важных приложений, как Facebook и Twitter, несмотря на то, что обе компании являются крупными партнерами Microsoft и активно поддерживают даже Windows Phone своими нативными клиентами. Да и сама Microsoft не смогла обеспечить Windows 8/RT адекватной поддержки собственными приложениями – те, что входят в состав операционной системы, никто не воспринимает всерьез, и они не получили до сих пор ни одного значимого обновления (хотя в ближайшее время, по слухам, это упущение будет исправлено). А действительно стоящие приложения для Windows 8/RT поставляются со встроенной рекламой, что для Windows нововведение, и тоже не самое позитивное.
Поэтому теперь Microsoft платит разработчикам за создание приложений для Windows 8/RT.
В рамках акции под лозунгом «Сэкономь наличные» (Keep The Cash) компания предлагает до 2000 долларов создателям новых приложений для Windows 8/RT (и заодно для Windows Phone 8 – к чему отказываться от традиций?). Предложение действительно для первых 10 тысяч приложений, которые пройдут проверку Microsoft и будут опубликованы в Магазине (Windows Store). Получается, что компания готова выплатить разработчикам пару миллионов долларов. Для предприятия, ворочающего десятками миллиардов, это капля в море, но все равно плохой симптом. Выходит, разработчики не готовы по собственному желанию писать приложения для этих платформ.
Разумеется, вопрос о том, что первично – экосистема приложений или пользовательская база – это как спор о курице и яйце. И если учесть хроническую для последних десяти лет неспособность Microsoft привлекать разработчиков естественными путями, желание компании форсированным стартом завоевать рынок вполне понятно. Но меня беспокоит то, что этот шаг говорит о платформах Microsoft и об их восприятии: получается, компания вынуждена платить разработчикам за поддержку систем, которые они в противном случае просто проигнорировали бы.
Может быть, цель в конечном итоге оправдает средства. А может, как я писал в статье «Microsoft и комплекс последователя», уже слишком поздно. Любопытно будет наблюдать за развитием событий.