Заняв прочные доминирующие позиции на нескольких ключевых рынках, компания Microsoft перешла в оборонный режим, что мешает ей быстро осваивать новые отрасли. И с выходом на рынок мультисенсорных устройств она запоздала настолько, что это может оказаться фатальным.
Проблема Microsoft не уникальна. В сфере информационных технологий такое уже случалось (например с IBM), а в будущем подобная судьба может постичь и компанию Apple, у которой образовалась аудитория, насчитывающая сотни миллионов пользователей. Но есть определенная ирония судьбы в том, что доминирование Microsoft в сфере ПК мешает компании осваивать новые рынки, хотя у нее имеются для этого все финансовые ресурсы. Защищать уже завоеванные позиции гораздо проще, чем бороться за новые.
Microsoft настолько прочно укрепилась на компьютерном рынке и в связанных с ним отраслях офисного ПО и серверных решений, что рассматривает любые новые возможности исключительно в этом контексте. В результате компания уже более десяти лет принимает неудачные решения, злоупотребляет брендом Windows и разрабатывает для освоения новых рынков провальные стратегии, почти единственным недостатком которых является попытка воспроизвести модель взаимоотношений с партнерами по Windows.
Серьезные трудности для Microsoft создают и претензии антимонопольных властей США и Европы. Десять с лишним лет назад Билл Гейтс (Bill Gates) сетовал, что Microsoft ведет себя как молодая и дерзкая фирма, хотя уже завоевала себе прочные позиции на рынке. Но за прошедшие годы Microsoft резко «постарела» и стала нерешительной из опасения преследований со стороны антимонопольных органов. Конкуренты, которые раньше отказывались от новых проектов, боясь соперничества с рэдмондским гигантом, теперь без оглядки выходят на новые рынки. Microsoft превратилась в IBM.
Хотя Microsoft успешно развивает уже имеющиеся направления бизнеса, она куда менее удачлива в новых начинаниях, особенно если пытается идти по стопам других пионеров в потребительском сегменте. Когда Apple произвела революцию на рынке MP3-плееров и музыкальных онлайн-сервисов, выпустив iPod и iTunes, Microsoft лишь несколько лет спустя представила злосчастную платформу Zune, которая не особенно заинтересовала потребителей и стала мишенью для неиссякающих шуток.
Эксперименты Microsoft со смартфонами (Windows Phone вышла три с лишним года спустя после iPhone) и планшетами (Surface появился два с лишним года спустя после iPad) пока что повторяют судьбу Zune. Они хорошо продуманы и имеют небольшой круг истовых почитателей, но на основную массу потребителей впечатления не произвели.
Проблема заключается в том, что все эти продукты появились слишком поздно, чтобы нагнать конкурентов. Успех Apple можно отчасти связать со способностью быстро осваивать новые рынки, которые она сама же и создает, но неспособность Microsoft повторить этот успех и упорные попытки с большим отставанием имитировать достижения Apple могут привести к тому, что компания законсервируется в нынешнем состоянии еще лет на десять.
Хотя Apple продолжает развивать успешные продукты (Mac, iPhone, iPad, iPod), она в то же время двигается вперед и осваивает новые рынки, разрабатывая, по слухам, собственный телевизор и даже «умные» часы. Microsoft стоит последовать этому примеру и создать себе новую нишу для лидерства, а не тащиться за Apple на все менее выгодные для нее рынки.
На горизонте Microsoft есть светлые пятна. Сетевые сервисы Azure, по прогнозам, скоро будут приносить ей миллиарды, что неудивительно: ведь Azure – это логичное продолжение серверных решений компании. Microsoft удалось вполне успешно превратить свои традиционные программные продукты в онлайн-сервисы, чему свидетельство – недавний запуск Office 365. Но если компания хочет стать настоящим лидером в этой сфере, а не просто чьим-то последователем, она должна не только развивать успешные продукты, но и создавать новые.
Одно из перспективных направлений развития – голосовое и жестовое управление. Контроллер Microsoft Kinect для Xbox 360 увидел свет в конце 2010 года, и хотя первая его версия была воспринята как сырая попытка имитировать функции управления движением в конкурирующей системе Nintendo Wii, у Microsoft есть все ресурсы для того, чтобы вывести эту технологию далеко за пределы видеоигр. Управление техникой с помощью голоса и движений, пожалуй, даже перспективнее сенсорных экранов.
В этой сфере Microsoft вполне может стать лидером, если только оторвется на минутку от разглядывания задних фонарей Apple.