После якобы «неудачного» старта Microsoft Windows 8 некоторые IT-блогеры начали писать некрологи Microsoft, забывая о том, насколько многообразна деятельность компании. Но вместо того чтобы говорить о компании в целом, я бы хотел сосредоточиться на одном аспекте, который, на мой взгляд, незаслуженно обходят вниманием: мобильная стратегия Microsoft на самом деле разумна.
Стратегия эта заключается в следующем: перевести 1,3 млрд. пользователей Windows на совершенно новую мобильную платформу – все еще Windows – объединив устаревшее прошлое (Рабочий стол) с мобильным будущим (Metro), да при этом еще и позаботиться о новой пользовательской аудитории, которая, по оценкам Microsoft, может составить еще миллиард.
О способах реализации этой стратегии, конечно, можно спорить. Некоторые почему-то до сих пор страдают по кнопке «Пуск» (Start), другие, более адекватные критики задаются вопросом, насколько успешно выполнена комбинация Рабочего стола и Metro, сама по себе странная. Но меня это не волнует. Сама стратегия правильная.
Чтобы понять почему, давайте посмотрим, что по этому поводу говорят критики Microsoft.
Обозреватель Mac Observer Джон Мартелларо (John Martellaro) поддерживает точку зрения Уорнера Крокера (Warner Crocker) и полагает, что маркетологи Microsoft «ничего не понимают», раз рекламируют совместимость с USB-портами и старыми x86-приложениями – потому что «мир мобильных вычислений перерастает (уже перерос) такой образ мышления. Это еще не противопоставление автомобилей конным экипажам, но уже очень близко к тому». То есть, Windows – это конный экипаж (ещё хуже, чем «грузовик» в известном выступлении Стива Джобса (Steve Jobs) по поводу iPad), а поистине мобильные устройства типа iPad и iPhone – это автомобили. Другими словами, Windows устарела.
«Проблема в том... что Windows 8 приходится служить одновременно и в качестве настольной, и в качестве мобильной операционной системы, чтобы сохранить наследие Windows и MS Office, – заключает Martello. – Кхм. Натурально, конный экипаж».
Действительно.
Видите ли, эта стратегия имеет смысл именно потому, что у Microsoft есть наследие Windows и Office – наследие, пользовательская аудитория которого в сумме составляет более миллиарда человек. То, что компания не забыла об этих людях и сумела создать новую мобильную платформу на основе той же операционной системы – пожалуй, одно из величайших технических достижений Microsoft, сравнимое с переносом Apple Mac OS X на Intel. И когда Microsoft в будущем перейдет от комбинации «Metro + Рабочий стол» к просто Metro, вспомните, что это стало возможным исключительно потому, что «маркетологи Microsoft» говорили в первую очередь о USB-портах и настольных x86-приложениях. О том, что реальным потребителям действительно нужно.
И не будем забывать, что Apple придумала iPad тоже не с нуля. Компания развернула свое «наследие» iPhone в другом направлении и создала новую систему на основе популярного продукта. Она сделала фактически то же, что Microsoft, – то, что было наиболее разумно с учетом прошлого опыта и существующей пользовательской аудитории.
И между прочим, Apple тоже не великий мастер начинать сначала, когда требуется перевести на новую платформу около миллиарда человек. Вывалив на пользователей Windows и Mac около десятка совершенно ужасных обновлений iTunes за последнее десятилетие, Apple наконец (и весьма запоздало) выпустила iTunes 11. Это первая версия iTunes, которую нельзя назвать «конным экипажем», – это полноценный настольный вариант мобильного приложения: простой, удобный в использовании и лишенный ненужных функций. Можете гордиться тем, что догадались сравнить якобы промахи Microsoft с якобы победами Apple, но не будем забывать, что последняя тоже наворотила дел с iTunes.
В стане любителей Microsoft в последнее время модно стало заламывать в отчаянии руки. Но в большинстве случаев это совершенно не нужно. И нет здесь нерешаемых проблем.