Как-то на выходных один мой приятель, опытный пользователь Windows и свежеиспеченный фанат iPad, заявил: «Я никогда не куплю планшет или смартфон с Windows». Никогда – долгий срок, так что я поинтересовался: почему?
Он ответил: «Довольно с меня Windows. Пора переходить на что-то более пригодное к использованию».
Я поначалу лишился дара речи, но потом все же выдал с полдесятка контраргументов: как ни посмотри, смартфоны с Windows Phone 7.5 очень хороши, а смартфоны с Windows 8 будут еще лучше. В зависимости от определения, планшетов с Windows на рынке еще вообще нет, как же можно судить? Некоторые планшеты позволят запускать уже знакомые программы и обеспечат сенсорный доступ в новый мир. В Windows 8 есть поистине замечательные новые функции и усовершенствованы многие старые. Неужели он этого не видит?
Мой приятель не поддался ни на один из моих аргументов. «Я прекрасно знаю, что такое Windows, и она мне надоела».
И тут мне внезапно пришло в голову, что может быть – только может быть – главной маркетинговой проблемой Microsoft и со смартфонами, и с новыми планшетами окажется просто название «Windows». Есть крепкая база пользователей, которые вложили в Windows много сил и средств, и их отношение к вопросу не изменится. Пять лет спустя они, возможно, по-прежнему будут пользоваться XP в виртуальной машине на смартфоне. Но для подавляющего большинства людей, которых я знаю (не только рядовых пользователей, но и корпоративных), «Windows» – синоним ненужных трудностей.
И это не только поколение Зет, которое так хорошо описывает фраза Хэла Беренсона (Hal Berenson): «Для ребят в возрасте двадцати и моложе нынешняя рабочая среда Windows примерно настолько же привлекательна, насколько мысль о визите к зубному врачу 19-го столетия». Людям, о которых я говорю, не 20 с лишним, им 30, 40 и 50 с лишним. Они продолжат пользоваться Windows, если придется, но если нет – клянусь богом, они пойдут и купят что-нибудь другое. Что угодно.
Очень похоже на то, что вывод бренда «Windows» на рынок смартфонов ни капли не помог Microsoft, и даже наоборот.
Я буду удивлен, если под маркой «Windows» майкрософтовские имитации iPad будут продаваться намного лучше. iPad привлекает тех, кого отталкивает сложность: покупатели готовы поступиться функциональностью, если от этого пользоваться устройством станет проще – старое правило 80/20. Metro-интерфейс Microsoft существенно расширяет функции планшета, но он далеко не прост.
Неизбежная массовая путаница в связи с Windows RT и Windows 8 тоже не пойдет Microsoft на пользу. Более того, одно название «Windows RT» уже, похоже, вызовет громы и молнии.
Посудите сами: Mozilla и Google жалуются, что Microsoft запрещает сторонним браузерам доступ к рабочему столу Windows RT, ограничивая их возможности. Жалуются ли они точно так же на iOS? Разумеется, нет. Apple никогда не предоставляла другим браузерам равных возможностей в iOS. Так почему же Mozilla и Google рассчитывали, что Microsoft позволит Firefox и Chrome все то же самое, что позволяет Internet Explorer? Грег Кейзер (Gregg Keizer) в своей публикации на Computerworld цитирует главного консультанта Mozilla: «Разница в том, что Microsoft использует монополию Windows на рынке ОС, чтобы исключить конкуренцию на рынке браузеров».
Это мощный аргумент – и дополнительной мощи ему придает название «Windows RT». Если бы у Microsoft была настольная ОС с названием, пусть, Windows 8 и планшетная/мобильная ОС с названием, скажем, BathOS, выглядели бы аргументы Mozilla и Google так убедительно? Стал бы юридический комитет Сената США готовиться к проведению расследования по нарушению антимонопольного законодательства со стороны BathOS?
За долгие годы Microsoft неплохо нажился на бренде «Windows» – и нажил немало врагов, особенно среди запутанных потребителей и технически неопытных корпоративных пользователей.
Возможно, пришла пора отдохнуть от этого названия.