Подход создателей iPad существенно отличается от подхода разработчиков Windows 8.
Я уже много месяцев слежу за разработкой Windows 8, и кажется, теперь понимаю, почему iPad оказался (и будет оставаться) таким популярным, в то время как Windows 8 страдает от непримиримых противоречий.
Все мы знаем, к чему приводят коллективные дизайнерские решения. Соберите шесть-восемь специалистов, и они наделают ошибок больше, чем один разработчик способен совершить за всю свою жизнь.
Windows 8 создавалась не коллективно. Интерфейс Metro и концепция взаимодействия между ним и традиционным столом разрабатывались совсем небольшой группой людей – в основном президентом подразделения Windows и Windows Live Стивом Синофски (Steve Sinofsky).
Без сомнения, на счету Синофски немало блестящих проектов. Библиотека Microsoft Foundation Classes, представленная двадцать лет назад, была совершенно гениальным решением. С тех пор, выпустив сначала Office, потом Windows 7, он многократно доказал свою способность выводить на рынок великолепные продукты так, как мало кто умеет.
Однако подход Синофски к дизайну радикально отличается от подхода Стива Джобса (Steve Jobs).
Джобс начинал с зародыша идеи и одержимо развивал ее до получения конечного продукта, которым был бы доволен. Никаких фокус-групп, никаких пользовательских лабораторий, никаких маркетинговых исследователей. Никаких пользователей, объясняющих, что им надо, почему и как. У него была идея, и он претворял ее в жизнь.
Синофски, с другой стороны, виртуоз сбора и анализа информации о том, как используется продукт. Мало кто знает, что именно он стоял за созданием служебной системы Microsoft под названием Watson – источника «телеметрических данных», на которые Синофски так любит ссылаться в блоге «Building Windows 8». В своей книге «Одна стратегия» (One Strategy) он пишет:
Словами не описать мою любовь к [системе] Watson – она стала просто крупнейшей инновацией в вычислительной технике последнего десятилетия. Я не шучу и действительно говорю о вычислительной технике в целом. Ведь у нас теперь есть куда более обучаемое программное обеспечение и мы располагаем гораздо более обширными сведениями о том, как ПО себя ведет. Я бы также добавил к этому идею (и воплощение) системы управления качеством программного обеспечения (SQM) и сказал бы, что вместе они ответственны за самые значительные инновации в области качества и удобства пользования из тех, что нам удалось добиться.
Система отправки отчетов об ошибках (Windows Error Reporting) работает в Windows как служба. Она перехватывает сбои и зависания, категоризирует и отправляет сведения о них. Программа улучшения пользовательского опыта (Customer Experience Improvement Program, CEIP) наблюдает за действиями пользователя и ведет подробные записи. В сочетании эти компоненты образуют основу системы Watson. По сути, они рассказывают Microsoft, что делают пользователи, как они это делают, какие возникают проблемы и как они решаются, – и с точки зрения системы, и с позиций пользователя. Watson добровольно-обязателен: если соглашаешься участвовать в упомянутой программе улучшения пользовательского опыта, соглашаешься и на отправку данных в Рэдмонд. Если отказаться, отчеты об ошибках будут копиться на компьютере, но не попадут на «материнский корабль».
Система управления качеством программного обеспечения (Software Quality Metrics, SQM) группирует данные об использовании и создает подробнейший отчет о том, как у пользователей обстоят дела с той или иной функцией или технологией.
Синофски и его команда мастерски анализируют, как люди используют Windows. Они могут испытывать новые идеи, исправлять их недостатки и получать ценные отклики от тысяч пользователей на первых порах – до миллионов теперь, когда вышла Windows 8 Customer Preview. Если вы используете Windows 8 CP, значит, вы согласились на участие в программе CEIP и прямо сейчас Watson отправляет ваши данные Синофски и компании на анализ. Зная, как люди используют продукт, с какими сложностями они сталкиваются и как пытаются их решить, Microsoft может совершенствовать Windows.
И подход Джобса (унаследованный, надо полагать, Тимом Куком (Tim Cook)), и подход Синофски дают превосходные результаты. Но по сути своей они очень разные.
Подход Джобса – идейный и смелый. Подход Синофски опирается на взаимодействие с пользователями, поиск решений и анализ. Мои знакомые моряки говорят про такое: «вести корабль по кильватеру».