Microsoft рассказала, как будет внедрять Windows на планшетном рынке, где сейчас основательно доминирует Apple iPad, несмотря на мощную конкуренцию со стороны Google Android и слабые уколы со стороны ныне покойного Hewlett-Packard TouchPad и Research in Motion PlayBook.
Microsoft уже давно и безуспешно мелькает на мобильной арене: платформа Windows Mobile десятилетней давности так никуда и не продвинулась после многообещающего дебюта, а ее наследница Windows Phone 7 в своем первом воплощении оказалась лишена многих базовых функций.
Microsoft ясно дал понять, что планшетов на Windows Phone не будет. Вместо них будут планшеты на Windows 8 – это кодовое название грядущей новой версии Windows, которая, может быть – всего лишь может быть, – сумеет вырваться из оков устаревших ограничений, потопивших планшетные воплощения Windows XP, Vista и 7, чтобы создать для Apple iPad первого конкурента, имеющего за плечами большую экосистему.
Microsoft действительно может задать Apple жару, если в реальности стратегия компании окажется настолько же эффективной, насколько в теории.
Стратегия Apple заключается в использовании единой операционной системы и, соответственно, приложений и служб, на смартфонах iPhone, плеерах iPod Touch и планшетах iPad. Сервис iCloud позволит еще больше их объединить. Кроме того, Apple сближает Mac OS X и iOS за счет использования одних и тех же инструментов Xcode и многих общих библиотек для разработки приложений, а также за счет интеграции базовых функций двух операционных систем, как это демонстрируют недавно выпущенная Mac OS X Lion и грядущий релиз сервиса iCloud.
В каком-то смысле Microsoft собирается придерживаться аналогичной стратегии, но если Apple использует одну операционную систему (iOS) для всех мобильных устройств и другую (Mac OS X) для компьютеров, то у Microsoft будет одна ОС (Windows 8) для планшетов и компьютеров, а смартфоны будут работать на собственной платформе (Windows Phone). Как Xcode выступает общим знаменателем для разработчиков ПО под iOS и Mac OS, так Visual Studio станет общим знаменателем для разработчиков ПО под Windows 8 и Windows Phone.
Думаю, Apple отделила iOS от Mac OS X для того, чтобы ее мобильные устройства не воспринимались как портативные «маки». Выбранная стратегия оказалась исключительно удачной: устройства на базе iOS заняли гораздо большую долю рынка, чем когда-либо удавалось «макам», и действительно вытаскивают «маки» из их многолетней изоляции. Microsoft может опираться на практически повсеместное присутствие Windows, поэтому кажется логичной идея переделать Windows, распространив ее и на планшетные компьютеры, чтобы пользователи могли с легкостью купить «совместимый» планшет. (Я бы сделал то же самое и для смартфонов, но Microsoft, похоже, считает, что смартфоны нужны для развлечений, а планшеты – для вычислений, так что предпочитает снабдить планшеты более мощной операционной системой, сравнимой с настольными ОС.)
Ключевое слово здесь – «совместимый». Многократные предыдущие попытки Microsoft закрепиться на планшетном рынке – а компания пыталась это сделать еще за десять лет до появления iPad – провалились, потому что операционные системы Windows не разрабатывались в этом контексте. Добавление сенсорного или перьевого ввода в операционную систему, созданную для работы с мышью и клавиатурой, не помогало. Приложения, общие библиотеки и службы операционной системы были рассчитаны именно на традиционные манипуляторы, поэтому их интерфейсы просто не подходили для управления стилусом или жестами. Для некоторых отраслей были разработаны специальные планшетные приложения, ориентированные на управление стилусом, но это, по сути, превратило Windows-планшеты в устройства для запуска специализированных программ, перекрыв им доступ к широкой аудитории. Apple, с другой стороны, разрабатывала iOS именно в расчете на жестовый ввод, и пользователи легко это восприняли – а разработчикам пришлось переключиться на жестовый подход, чтобы научиться писать соответствующие приложения.
Судя по многочисленным намекам Microsoft, Windows 8 тоже разрабатывается в расчете на жестовый ввод – это будет не просто стандартный интерфейс Windows с наложенной поверх поддержкой сенсорных технологий. Более того, те небольшие фрагменты пользовательского интерфейса Win8, которые Microsoft уже показал, дают основания предполагать, что он создан на базе симпатичного интерфейса Windows Phone 7. Если это так и сенсорный интерфейс – не просто поверхностные декорации, Microsoft, возможно, наконец удалось преодолеть одну из основных преград на пути к созданию успешных Windows-планшетов.
Однако это создает угрозу разрушения настольной рабочей среды, которой до сих пор пользуется подавляющее большинство потребителей. (И хотя я не сомневаюсь, что мы движемся в посткомпьютерный мир, где мобильные устройства будут преобладать, эти перемены не произойдут за одну ночь, так что традиционным компьютерам по-прежнему останется место для применения в качестве специализированных рабочих станций.) Жалкая сенсорная версия Windows 7 прекрасно продемонстрировала, что компьютеры с сенсорными экранами – это бессмыслица. Начать с того, что экран у них не там, где нужно.
Microsoft намекнул, что на настольных компьютерах пользователям будет доступен и традиционный интерфейс (Windows 7). Это может устранить сложности контекста, но может и послужить поводом для неразберихи, поскольку некоторые программы будут использовать старый интерфейс, а новые приложения – новый. Microsoft предстоит придумать, как унифицировать интерфейс хотя бы в рамках одного устройства. Не страшно, если интерфейс на планшетах и ПК будет разным – они, в конце концов, предназначены для разных целей и должны различаться. Apple прекрасно продемонстрировала это на примере iOS и Mac OS X, которые используют общий подход к интерфейсу, но различаются в том, в чем это уместно. Microsoft придется найти не менее изящное решение.
Другой важный момент – разумное ограничение совместимости. На iPad нельзя запускать приложения, написанные для Mac OS X, и Apple, похоже, не собирается ничего менять. Это позволяет создавать приложения, рассчитанные именно на возможности iPad, а не плохие адаптации, которые часто встречаются в среде веб-приложений, предназначенных для использования как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Похоже, Microsoft пришел к тому же выводу, что и Apple: на планшетах не будут работать старые программы, созданные для Windows, поэтому есть надежда, что новые приложения будут разрабатываться с чистого листа именно как хорошие планшетные решения.
Но поскольку эти новые приложения, судя по всему, можно будет запускать и на настольных компьютерах под управлением Windows 8, перед разработчиками встает сложная задача, с которой не приходится сталкиваться программистам, пишущим для iOS: как заставить одно и то же приложение работать в таких разных контекстах – на планшетах и на ПК. Это может привести к неудачным компромиссам или к появлению приложений, плохо приспособленных для работы на той или другой платформе. Microsoft придется предоставить разработчикам необходимые инструменты, а возможно и ввести какие-то поощрения или наказания для авторов неудачных решений.
Если вы застали те времена, когда совершался переход от DOS к Windows, вы наверняка помните, как много было программ, чьи версии для Windows были гораздо симпатичнее, чем для DOS, – и какие они были неудачные; об этом вам скажет любой, кому довелось попользоваться Lotus 1-2-3 или WordPerfect. (Не случайно Excel сначала был программой для Mac, а Windows Word не имел с DOS Word ничего общего, кроме файлового формата.) Стратегия, которой, судя по всему, придерживается Microsoft, создает для современных разработчиков ту же самую угрозу. Рискует и Microsoft: значительное количество плохих приложений для Windows 8 может испортить репутацию платформы в целом, оставив iPad лидером на планшетном рынке, а устаревшие приложения для Windows – на рынке настольных ПК.
Точно так же в Windows 8 придется решать и проблему наличия многочисленных датчиков на планшетах: акселерометров, гироскопов, датчиков местоположения, датчиков ориентации, камер, датчиков освещенности и микрофонов, – с тем, чтобы приложения могли их использовать, но не лишались работоспособности при запуске на ПК. Apple удалось избежать этих сложностей, отделив настольную ОС от мобильной, а вот решение Microsoft использовать одну операционную систему и для компьютеров, и для планшетов, создает новую угрозу и ставит перед разработчиками настольного ПО трудности, с которыми им до сих пор не приходилось сталкиваться.
Есть еще и рыночная проблема. Компании только недавно начали массовое развертывание Windows 7, так что пройдут годы, прежде чем они будут готовы к новому развертыванию, на этот раз Windows 8. И если новая ОС действительно настолько отличается от предыдущих, осторожные ИТ-организации будут осторожничать еще больше. Возможно, Windows 8 на планшетах окажется достаточно привлекательной – особенно для тех ИТ-специалистов, которые не любят Apple и предпочли бы, чтобы конечные пользователи интересовались чем-нибудь еще, кроме iPad, – тогда она сможет найти достаточно широкое применение в бизнесе и потянет за собой настольную версию Windows 8.
А может быть, разработчики сосредоточатся на потребительских приложениях для планшетов с Windows 8, что сделает их менее привлекательными для ИТ-специалистов и даст iPad еще больше времени для укрепления своих позиций в бизнес-сегменте. iPad сегодня, даже если это не всем нравится, – ничуть не менее деловое устройство, чем развлекательное, а все мобильные эксперименты Microsoft (Kin, потом Windows Phone) до сих пор были определенно ориентированы на конечных потребителей и не имели жизненно важных для бизнеса функций защиты и управления.
Microsoft разрабатывает ОС для компьютеров, планшетов и смартфонов, находясь в совсем других границах, чем Apple. Это может дать компании огромное преимущество, а может оказаться ее ахиллесовой пятой.