Когда-то во внутренних кругах Microsoft ходила мантра «NT повсеместно». Идея заключалась в том, чтобы протолкнуть платформу NT на все возможные рынки, включая, разумеется, клиентские и серверные компьютеры. Когда NT поглотила основную линейку продуктов Microsoft, лозунг сменился на «Windows повсеместно». Недавно гендиректор компании Стив Балмер (Steve Ballmer) предложил новый взгляд на эту концепцию, заявив акционерам, что Windows – «наше все» для Microsoft, начало всех начал и главная причина существования компании.
Эта мысль была высказана с большим энтузиазмом и полна благих намерений, но я практически уверен, что подход неудачный. Причина проста: хотя Windows – по-прежнему главный источник дохода и основа процветания Microsoft, это всего лишь одна из важных продуктовых линеек компании. И мне бы хотелось, чтобы софтверный гигант уделял другим продуктам столько же внимания, сколько уделяет Windows, и чтобы они имели не меньшее влияние на стратегию компании. Как насчет «Office повсеместно», например?
Балмер сделал свое заявление на брифинге в рамках ежегодного собрания акционеров, которое проходило на прошлой неделе в Беллвью, штат Вашингтон, по соседству с головным офисом Microsoft. Один акционер спросил гендиректора, не настала ли уже, по его мнению, «пост-компьютерная» эра. Отвечая, Балмер вышел далеко за рамки альтернативной теории «эра ПК и не только», которую другие официальные представители компании продвигали в последние несколько месяцев.
Мы живем в эру Windows, – заявил он. – Всегда жили, и всегда будем. Нам, в общем-то, за это и платят. У нас большие планы на Windows: мы собираемся перенести Windows на телефоны. С выходом Windows 8 появятся Windows-устройства самых разных форматов, от планшетов – компактных и крупных, аппаратов с перьевым управлением – миниатюрных и больших, до огромных комнатных дисплеев. В наш век ассортимент "умных" устройств расширяется с каждым днем. Для Microsoft это прекрасно. Это большие возможности. Это возможности, которые мы в полной мере используем, опираясь на Windows, распространяя и развивая Windows в новых направлениях.
Самое замечательное в Windows и ПК – то, как они адаптировались на протяжении своего существования, – продолжил Балмер. – Сначала компьютер был машиной для программирования, потом стал машиной для работы с таблицами, машиной для работы с текстами, машиной для работы с электронной почтой, музыкальной машиной, интернет-машиной, а теперь, благодаря Windows, станет планшетной машиной, машиной для чтения, машиной для заметок. Так что эра Windows продолжается, и от нас требуются большие инновации и быстрота реакции. Мы собираемся предлагать Windows в самых разных форматах, и нам предстоит столкнуться с сильными конкурентами, которые будут продвигать другие решения. Но в конечном счете, мы видим большие возможности для того, чтобы сделать следующее десятилетие десятилетием великого роста и продолжением эры Windows
Заявление Балмера ясное и недвусмысленное: компания рассматривает Windows 8 как продукт, способный не только повысить продажи ПК, но и конкурировать с более простыми устройствами типа iPad. В то же время, это заявление проливает свет на интересную внутреннюю политику Microsoft, которая обычно остается скрытой от большинства посторонних наблюдателей: Балмер возлагает на Windows 8 огромные надежды и сделал большую ставку на Стивена Синофски (Steven Sinofsky), человека, непосредственно ответственного за разработку следующей версии Windows.
Синофски – несомненно, самый подходящий кандидат на роль главного режиссера успеха Windows 8. Но придавая такое большое – даже, пожалуй, чересчур большое – значение Windows, Балмер и компания уделяют остальным продуктам Microsoft меньше внимания, чем они заслуживают. Те, кто читал мою статью «Провал Windows 8 может запустить цепную реакцию на рынке IT», наверняка припоминают, какие сомнения я высказал насчет последствий потенциального фиаско Windows 8. Однако Microsoft может с легкостью избежать катастрофы даже в случае провала Windows 8 – достаточно дать слово другим достойным программным продуктам.
Очевидный выбор – Office. Для любителей сухой статистики отмечу, что подразделение Microsoft Business, ответственное за Office, в последнее время опережает подразделение Windows по доходам. В последнем квартале выручка Microsoft Business составила 5,62 миллиарда долларов, на 8% выше по сравнению с предыдущим годом. Подразделение Windows заработало 4,87 миллиарда долларов, при этом рост составил всего 2%.
Что же будет, если выпустить Office из клетки?
Microsoft уже активно внедряется в облачную среду с Office 365 и веб-приложениями Office, но последние, на мой взгляд, стоило бы модернизировать более радикально, придав им функциональность, сравнимую с настольными версиями. В мире Microsoft, Office создается для Windows (ну и для Mac, по соображениям конкуренции). Однако в реальности ставку следует делать на HTML5 и веб-приложения.
Кроме того, следовало бы выпустить версии Office для других популярных платформ – прежде всего, iOS/iPad, но также iOS/iPhone и Android (как для смартфонов, так и для планшетов). При этом Office должен работать на всех этих платформах максимально эффективно, и не одно приложение, а как можно больше. А в рекламных целях можно было бы открыто заявить, что компьютерный мир меняется и первоклассного продукта для одних только компьютеров под управлением Windows многим пользователям уже недостаточно.
Вот как выглядела бы стратегия «Office повсеместно». Буквально – Office на всех платформах.
Исторические основания для такого подхода тоже имеются. Хотя за последние 20 лет Microsoft, опять-таки, удалось добиться огромного успеха благодаря Windows, компания попала на этот рынок во многом по ошибке и не раз пыталась – как выясняется, при участии IBM и Apple – отказаться от доминирования на рынке операционных систем, чтобы сосредоточиться на разработке приложений. Еще до того, как Windows вошла в силу, приложения Microsoft были прибыльным бизнесом. Фактически, именно разработка приложений была основным направлением деятельности компании с тех пор, как она вышла на рынок в качестве создателя языков программирования, и вплоть до превращения в поставщика операционных систем.
Однако стратегия «Office повсеместно» входит в противоречие с нынешней целью компании – продолжать эру Windows. Если Microsoft выпустит версии Office для других платформ, особенно сравнимые по функциональности с Windows-версиями, это может привести к дальнейшему размыванию бизнеса компании в сегменте традиционных ПК. Именно это и не дает Office вырваться из страховочной сетки Microsoft. Причем компания полностью игнорирует тот факт, что потребители и даже корпоративные пользователи все более активно переходят на альтернативные компьютерные платформы. По итогам этого года, впервые продажи смартфонов превысят продажи ПК. Пора взглянуть правде в глаза.
Мне нравится, как Стив Балмер агрессивно отстаивает Windows. Но мне бы хотелось, чтобы он так же агрессивно отстаивал Office и другие ключевые решения Microsoft. Windows – не единственный важный продукт компании, и г-ну Балмеру не стоит делать вид, будто успех Microsoft зависит исключительно от этой платформы. На мой взгляд, пора выпустить все продукты на ринг, и пусть победит сильнейший.