Те, кто думает, что в 2010 году конкуренция между Google Android и Apple iOS обострилась до предела и дальше просто некуда, глубоко ошибаются: это было только начало. Между тем, у обоих соперников есть серьезные недостатки, которые они могли бы успешно эксплуатировать, сражаясь друг против друга.
На протяжении всего 2010 года конкуренция между Google Android и Apple iOS неуклонно обострялась по мере того, как оба противника наращивали влияние на мобильном рынке. Но это, как говорится, еще цветочки: в 2011 году нас ждет эпическое столкновение мобильных экосистем, и ставки в этой битве неизбежно возрастут.
С выпуском версии iPhone для Verizon, Apple вторгается на территорию, где до сих пор безраздельно царил Android. С другой стороны, появление огромной армии планшетов на базе Android 3.0 Honeycomb грозит подорвать позиции iPad. Короче говоря, в 2011 году на мобильном рынке прольется кровь, но как справедливо отмечает мой коллега Ларри Дигнэн (Larry Dignan), больше всего в этой схватке пострадают не Apple или Google, а другие, менее значимые игроки.
Чтобы оценить перспективы Android и iOS в 2011 году, предлагаю сравнить недостатки обеих платформ. Это поможет нам понять, в каком направлении будет развиваться сражение и с какой стороны могут атаковать заклятых врагов другие конкуренты.
Недостатки iOS
Ключевая особенность iPhone и iPad — простота в обращении. Разобраться в управлении этими мобильными устройствами легко сможет и маленький ребенок, и далекая от информационных технологий бабушка. Выражаясь словами Джерри Пурнеля (Jerry Pournelle), в случае с Apple «все или очень просто, или совершенно невозможно». Именно последнее и является одним из главных недостатков iOS.
1. Негибкое программное обеспечение. iOS предлагает весьма ограниченные возможности настройки и персонализации. Остается только смириться с концепцией Apple или отказаться от iOS вообще. За счет этого мобильная платформа Apple прекрасно функционирует в заданных производителем границах, но совершенно не способна выполнять задачи, которые в эти границы не вписываются — если только данную проблему не решают созданные для iOS приложения.
2. Ограниченная функциональность. И iPhone, и iPad больше подходят для поглощения информации, чем для ее генерации. Отчасти это вызвано недостатками экранной клавиатуры, которая вполне удобна для ввода небольших фрагментов текста, но совершенно не годится для написания длинных писем или документов. Да и сама операционная система не предусматривает полноценной многозадачности и не предназначена для офисной работы: создания презентаций, редактирования файлов или работы с несколькими наборами данных одновременно.
3. Скудный выбор аппаратного обеспечения. Кому-то нравятся большие экраны, а кто-то предпочитает миниатюрные ультрапортативные устройства. Кому-то необходима в мобильном телефоне супермощная камера и прочие мультимедийные удовольствия, а кто-то без этого прекрасно обходится и не намерен переплачивать за лишнюю функциональность, зато нуждается в удобной физической клавиатуре для ввода текста. Однако Apple большого разнообразия в этом отношении не предлагает: можно выбирать только объем встроенной памяти, оператора для iPhone и набор опций для подключения для iPad (Wi-Fi или 3G) — вот и все.
Недостатки Android
Главное преимущество Android заключается в том, что Open Handset Alliance, отвечающий за разработку стандартов для этой мобильной платформы, объединяет целый ряд ведущих мировых производителей, в том числе Samsung, Motorola, HTC, LG, Dell, Sony-Ericsson и многие другие компании. Партнеры Android выпускают устройства на любой вкус, однако это одновременно является и основным недостатком операционной системы Google.
1. Хаос в экосистеме. Android — платформа с открытым кодом, поэтому производители могут делать с ней практически что хотят. Единственный рычаг влияния, который есть у Google, — право запрещать производителям использовать магазин приложений Android Market в своих продуктах. Этим правом Google пользуется недостаточно эффективно, иначе вендоры не рискнули бы выпускать устройства с давно устаревшими версиями Android, как это было в случае с Dell Streak, и набивать их под завязку неудаляемым программным мусором, как HTC Aria от AT&T и Samsung Fascinate от Verizon.
2. Отсутствие единообразия. Хаос, царящий в экосистеме, приводит к тому, что все устройства на базе Android существенно различаются друг от друга по интерфейсу и качеству программного обеспечения. Почти все производители располагают кнопки в меню Android по-своему, а некоторые при этом еще используют собственные значки, что затрудняет освоение системы для пользователей.
Другое следствие чрезмерной самостоятельности вендоров — несвоевременное обновление операционной системы. Google выпускает крупные обновления для Android как минимум два раза в год, однако единственное устройство, которое в 2010 году сразу же получило эти обновления — Google Nexus One на базе стандартной версии ОС. Все остальные производители снабжают свои продукты альтернативной программной оболочкой Android (которая, как правило, оказывается хуже, а не лучше стандартной). Чтобы обеспечить совместимость с новой версией ОС, производитель должен обновить оболочку, провайдер — проверить ее на совместимость со своими приложениями Android, и только после этого обновление наконец доходит до пользователей. Этот процесс совершенно не согласован по времени между разными производителями.
3. Отсутствие лидера. Все перечисленные проблемы сводятся к одному: Google нужно решительнее проявлять себя как лидера в экосистеме Android. Открытая природа платформы не дает возможности жестко контролировать действия производителей, но можно было бы куда эффективнее использовать право ограничения доступа к Android Market в качестве инструмента воздействия на серьезных нарушителей. Кроме того, Google мог бы опубликовать список рекомендаций по работе с Android, чтобы стимулировать производителей и провайдеров к соблюдению определенных правил.
Чем кончится битва?
Остается только гадать, удастся ли заклятым врагам использовать слабости друг друга в борьбе за превосходство на рынке смартфонов. В общественном сознании уже закрепились определенные представления о крупнейших игроках в этом сегменте. Если пользователям не надоест замкнутость экосистемы iTunes (а пока ничего подобного не наблюдается) и если проблемы с обновлением и засилье бесполезных приложений не оттолкнут потребителей от Android (а такие случаи весьма немногочисленны), то прошлогодняя тенденция к росту, скорее всего, сохранится для обеих платформ.
Интереснее обстоит ситуация на рынке планшетов. Некоторые производители, ASUS в частности, уже умело эксплуатируют недостатки функциональности и отсутствие выбора, характерные для продукции Apple. А Hewlett-Packard, опираясь на свой многолетний опыт в производстве планшетных ПК в сочетании с операционной системой Palm webOS, могла бы создать более функциональный и многозадачный продукт, чем планшеты на базе Android и iOS. Но Apple на данный момент лидирует в этом сегменте, а представленная на CES планшетная ОС Google выглядит весьма многообещающе, и многие ведущие производители уже выстроились в очередь за право ее использования.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в 2011 году и Android, и iOS будут пользоваться большим успехом и продолжат наращивать свое присутствие на рынке. Пострадают от этого главным образом другие мобильные платформы, хотя Apple на первых порах наверняка оттянет у Android часть потенциальных абонентов Verizon, а первая волна планшетов на базе Android, которая ожидается весной, конечно, собьет уровень продаж iPad.
Так или иначе, в 2011 году на рынках смартфонов и планшетов будет наблюдаться значительный рост спроса, и большинство новых пользователей будет выбирать исключительно между Google и Apple, а значит, аудитория обеих платформ продолжит расти. Выбор устройств на базе Android будет неуклонно расширяться, поэтому доля платформы на рынке смартфонов значительно возрастет. Но поскольку Apple предлагает вполне конкурентные цены на свои смартфоны (в отличие от цен на Mac по сравнению с PC в 1980-е и 90-е годы), iPhone не ограничится ролью элитного продукта, и компании удастся занять куда большую рыночную долю, чем в свое время на рынке персональных компьютеров.
На рынке планшетов у Apple имеется огромное преимущество: iPad пользуется у потребителей изумительным успехом. В 2011 году Android и другие игроки будут постепенно уменьшать рыночную долю Apple, но к концу года компания будет по-прежнему преобладать в этом сегменте.
А как же Microsoft, HP, BlackBerry и Nokia?
К сожалению, эта четверка мастодонтов утратила свои прежние позиции, и в 2011 году им придется начинать с нуля. Год назад Microsoft с Windows Phone 7 и HP с Palm webOS еще могли бы подорвать успех Apple и Google на рынке смартфонов, но они упустили свой шанс. Хотя обе компании предлагают вполне достойные продукты, с маркетингом они промахнулись, и теперь им придется приложить массу усилий, чтобы вновь заинтересовать разработчиков в своих платформах.
Что до BlackBerry и Nokia, у обоих имеется обширная покупательская база, но это не защитит их от потерь в 2011 году: они слишком серьезно отстали от времени с точки зрения инноваций. Конечно же, обоим игрокам удастся удержать неплохую долю рынка, но продажи их будут стремительно падать.