В связи с недавним изменением жизненных обстоятельств я решил вернуться к работе IT-консультанта. У меня есть возможность не торопиться с окончательным решением и в перспективе присоединиться к одной местной фирме, а пока я присматриваюсь к своим будущим коллегам и периодически сопровождаю их на вызовы, время от времени помогая в трудных ситуациях. И очень часто по итогам наблюдений у меня возникает мысль: «Ну я же говорил!»
Поясню. Клиенты, с которыми работает наша компания, — самые что ни на есть среднестатистические реальные пользователи, владельцы маленьких фирмочек, не готовые вкладывать большие деньги в IT, пока их не припрет к стенке. Это не компании из топ-500 журнала «Fortune», и у них нет денег на содержание полноценного IT-отдела, заключение договоров технической поддержки с Microsoft, Adobe, Dell, IBM, HP и прочими крупными поставщиками. Хорошо, если на всех компьютерах в одной такой фирме хоты бы установлены одинаковые операционные системы для нормальной работы.
Вместо аккуратных серверных шкафов их офисы заставлены пластмассовыми полками, стонущими под нагромождением разномастных настольных ПК и серверов. Медленно, но верно наши клиенты приходят к осознанию важности стандартизации и унификации, но ограниченные финансовые возможности вынуждают их покупать оборудование и программное обеспечение поштучно на протяжении огромного периода времени.
Тем не мене, это очень лояльные клиенты, которые всегда платят по счетам. И разумеется, все они полагаются на Microsoft. Или думают, что полагаются.
Работая «на подхвате», я имею возможность в свое удовольствие анализировать и мысленно комментировать ситуацию, ни с кем не делясь своими соображениями. И самый распространенный комментарий по поводу увиденного: «Эту проблему можно решить с помощью Linux».
Я не так уж давно работаю с этими клиентами, но уже понял, что в большинстве случаев (по крайней мере, тех, которые мне доводилось видеть) они ничуть не зависят от Microsoft. Все то, чем они занимаются, можно делать и в Linux, причем проще и дешевле. Взять, к примеру, этот маленький диалог:
— Нельзя ли нам установить на все компьютеры одну и ту же версию Word? — Можно, но для этого придется купить дополнительные лицензии. — Не думаю, что мы сейчас можем себе это позволить. Но и совместно работать с документами так, как это делается сейчас, очень неудобно... Неужели нет никакого другого выхода?
Все это время я тихо сидел в сторонке, прикусив язык, а между тем мне очень хотелось сказать: «Мы можем вдохнуть в ваше устаревшее оборудование новую жизнь, установив на все компьютеры Linux и самое свежее программное обеспечение, которое справится с задачей ничуть не хуже прежнего, и даже намного лучше».
Разумеется, наша компания заработала бы немало денег на установке и настройке нового ПО, а взамен получила бы довольных клиентов, готовых порекомендовать наши услуги своим знакомым. Наверняка это привело бы к незначительному сокращению наших заработков в долгосрочной перспективе за счет уменьшения числа обращений от этих клиентов — ведь им стали бы не нужны услуги по борьбе с вирусами и наша помощь в устранении последствий заражения вредоносным ПО. Но если сравнить довольного клиента, пусть и редко прибегающего к нашим услугам, с недовольным, но регулярно обращающимся, первый вариант намного предпочтительней. Ведь недовольный клиент может в любой момент обратиться в другое консалтинговое агентство, зато довольный останется с нами на всю жизнь. С другой стороны, вечно выезжать на одной лишь клиентской удовлетворенности невозможно, чему существует немало примеров, но обсуждать их — значит, отклоняться от темы.
На мой взгляд, главный аргумент в пользу Linux — его широкие возможности в сфере бизнеса, и не только в серверной среде. Утверждение о том, что в Linux сложно разобраться, уже давно не соответствует действительности, а тем, кто до сих пор в этом убежден, стоит освежить свои знания в области компьютерных технологий. Мне за последнее время еще не встречалось ни одной операционной системы, хоть немного трудной для освоения. Все ОС для настольных компьютеров в наши дни почти одинаково просты в обращении.
Одна из проблем, которую довелось решать нашей компании, послужила прекрасным аргументом в пользу моей точки зрения. В одной из фирм, которую мы обслуживаем, на всех компьютерах установлена Windows XP, причем на некоторых — версия Home, и из-за этого ОС не запоминает регистрационные данные для подключения к сети. Пока сотрудник нашей компании ломал голову в поисках решения этой проблемы, я подумал, что если это возможно в Linux, значит, выполнимо и в Windows XP. Нужно просто найти альтернативу входу по Samba для Windows. И действительно, проблему удалось решить путем добавления в папку автозапуска простого массового сценария типа:
net use x: \\SERVER\SHARE PASSWORD /USER:USERNAME /PERSISTENT:YES
Многие администраторы Windows не привыкли работать с такими командами, а для администраторов Linux они как родные. Все очень просто. Linux — это выход.
Опрос: готовы ли вы использовать Linux в среде малого и среднего бизнеса в 2010 году?
Да (83%) Нет (8%) А зачем? (5%) Не задумывался об этом (3%)
Всего голосов: 1616 Опрос на сайте techrepublic.com.com
Только не поймите меня неправильно. Я, разумеется, не предлагаю компаниям, специализирующимся на обслуживании Windows, взять и переключиться на Linux. Весь этот разговор не к тому. Я просто хочу сказать, что единственная причина, по которой Linux до сих пор не получил распространения в коммерческой среде, особенно в секторе малого и среднего бизнеса, — это лень. Linux создан для бизнеса. Он обладает теми же возможностями, что и Windows, позволяя небольшим предприятиям пользоваться самым современным программным обеспечением без лишних затрат. Вместо того чтобы вынуждать компании обходиться устаревшим ПО, познакомьте их с Linux. Linux — это выход.