Новый главный архитектор программного обеспечения Microsoft Рэй Оззи (Ray Ozzie) на днях заявил, что реактивная культура компании является одним из обязательных условий инновационности Microsoft. Но нам, потребителям, вовсе не нужна инновационность — достаточно было бы простой компетентности.
Реплики Оззи в блистательной статье Стивена Леви (Steven Levy) для журнала «Wired» отличаются осмысленностью и прямотой. Человек, которого Билл Гейтс (Bill Gates) назвал «одним из пяти лучших программистов во вселенной», давно критикует нахрапистую рыночную стратегию Microsoft — но теперь неожиданно заявил, что после антимонопольного скандала корпорация «...уже не кажется такой плохой».
А после провала Vista она и компетентной не кажется. Вот что по этому поводу думает Оззи:
«Наш главный стимул должен лежать внутри [самой компании]», — считает [Оззи]. Корпорация Microsoft на протяжении всей своей истории традиционно демонизировала конкурентов — вне зависимости от степени реальности угрозы — и строила собственную стратегию в противовес воображаемым врагам. Теперь Оззи призывает коллег двигаться вперед самостоятельно, а не убегая от соперников. «Каждый миг мы вынуждены решать, на кого ориентироваться — на внешних конкурентов или на внутренние побуждения», — говорит он, недвусмысленно намекая на то, что второй вариант — лучше.
Демонизация и инновации
Демонизация врагов — хороший стимул к действию, однако инновации — это не только быстрота реакций, но продуманные ответы на ключевые вопросы: чего нужно достичь, как новая технология будет работать, почему она актуальна именно сейчас, какими средствами можно добиться желаемого результата и так далее.
Решения Microsoft на самом деле не особенно инновационны и никогда таковыми не были. Корпорация купила идею MS-DOS и PowerPoint, скопировала графический пользовательский интерфейс у Mac (который, в свою очередь, пришел туда из Xerox PARC) и позаимствовала концепцию VisiCalc и Lotus 1-2-3 для своего Excel. Список можно продолжать до бесконечности.
И в принципе, ничего плохого в этом нет. Инновационность — слишком рискованная стратегия, которая удается лишь очень немногим компаниям.
Взять, к примеру, Apple с их ограниченным ассортиментом. Секрет успеха компании в том, что она сосредоточилась исключительно на пользовательском интерфейсе, мультимедийной функциональности и промышленном дизайне. Apple делает ставку на решения небольшого масштаба — как невероятно успешный iPod, и лишь иногда более крупные — как iPhone.
Инновации и разочарования
На самом деле, главная сила Microsoft — разветвленная сеть распределения: сотни тысяч разработчиков, дилеров, консультантов и интеграторов по всему миру, которых интересует, прежде всего, приращение уже вложенного в Microsoft капитала. Им не нужна революция — им нужна прибыльная эволюция.
И Оззи это хорошо понимает. Новая «облачная» операционная система Windows Azure будет поддерживать уже существующие инструменты Microsoft типа VisualStudio, .Net и «облачных» сервисов вроде SharePoint и Live. Крупномасштабных капиталовложений для этого не требуется, что после провала Vista можно считать особенно большим плюсом.
Мнение редакции
Корпорация Microsoft сейчас занимается как раз тем, что ей удается лучше всего: копирует чужие инновационные идеи и доносит их до массового потребителя. Мощный финансовый ресурс позволяет компании спокойно ждать, пока Google и Amazon совершат какую-нибудь ошибку, чтобы тут же встать на освободившееся место.
Корпорация Google благодаря исключительно неудачному маркетингу очень быстро утратит свои ведущие позиции. Неумение Google сконцентрироваться на чем-то одном вкупе со стремительным сокращением финансовых ресурсов вынудит корпорацию к компромиссам, которые ничего, кроме вреда, ей не принесут.
Amazon — вот самый непредсказуемый игрок и главный конкурент Windows Azure. Над веб-сервисами Amazon работают уже 400 тысяч программистов, и в обозримом будущем сообщество пользователей этих сервисов может даже перерасти пользовательскую базу Microsoft. С другой стороны, услуги Amazon — не самые дешевые, а приверженность компании к розничной торговле в условиях экономического кризиса тоже ничего хорошего не сулит.
Ребятам из Microsoft очень хочется стать заправилами на вечеринке высоких технологий, но эта роль им совсем не к лицу. Не могут же все создавать только Ferrari, космические ракеты и суперкомпьютеры. Кто-то должен строить магистрали и установки по очистке сточных вод, рыть туннели и сооружать электрораспределительные сети.
Вещи не инновационные, но необходимые. А при качественном исполнении — еще и очень прибыльные.