Мне не стыдно признаваться, что я большой фанат Microsoft. Пока приверженцы супермодных тенденций поют дифирамбы очередному i-гаджету от Стива Джобса (Steve Jobs) и поливают грязью Билла Гейтса (Bill Gates) и Стива Боллмера (Steve Ballmer) за неумение красиво подавать свою продукцию, у меня сердце екает от восторга всякий раз, когда я слышу о новом издании Windows Server или вижу снимки очередной версии Windows Mobile. Любители Mac могут сколько угодно нахваливать оригинальный сенсорный интерфейс своего дорогого iPhone, но я предпочитаю Windows Mobile с ее четкой системой синхронизации данных с Exchange — а iPhone можете оставить себе, спасибо, не надо.
Чтобы ругать Microsoft, большого ума не надо, но в нашем случае это прекрасный повод обратить внимание на популярную нынче тенденцию в сфере информационных технологий: инновационность. По этому показателю с Microsoft за последние тридцать лет не сравнится, пожалуй, никакая другая компания. Группка компьютерных энтузиастов создала совершенно новую деловую модель и превратилась в крупную корпорацию, доминирующую во всех аспектах технологической инфраструктуры современного предприятия — от рабочих компьютеров до серверных центров. Они создали предпосылки для появления самых разных устройств — от банкоматов до игровых приставок и цифровых наручных часов. И, хотя по внешней привлекательности продукция Microsoft уступает товарам от конкурентов, всякий, кто хоть как-то связан с информационными технологиями, сталкивается с ней в той или иной форме буквально каждый день.
Но как же приверженность Microsoft к инновациям может быть недостатком, если все компьютерные гуру (включая меня) не устают повторять, что в сфере информационных технологий инновации — главный ключ к успеху? Дело в том, что инновационному подходу Microsoft не хватает одного важного компонента — готовности к постоянному совершенствованию. Такое впечатление, будто корпорация страдает синдромом нарушения внимания в масштабах предприятия: с невероятным энтузиазмом бросается на решение новой технической задачи, создает хороший, но недоделанный продукт и бросает его на полпути, когда для того, чтобы превратить его из необработанного сырья в сияющий бриллиант, хватило бы самого минимального приложения усилий. Представьте, как было бы прекрасно, если бы для нормального функционирования редмондского программного обеспечения нам не приходилось дожидаться выхода пакета обновлений и исправлений, а разработчики после устранения технических недостатков чуть больше времени тратили бы на усовершенствование пользовательского интерфейса своей продукции.
Лучшая иллюстрация такого несовершенного инновационного подхода Microsoft — Internet Explorer, один из самых распространенных продуктов корпорации. Internet Explorer неуклонно стареет и слабеет, пока какой-нибудь из сторонних поставщиков не выпустит более совершенный браузер, а тогда Microsoft бросает на доработку своего продукта армию специалистов, которые доводят его до такого совершенства, что незадачливый конкурент с позором растворяется в лучах заката. Но как только опасность угрозы минует — работа над IE сразу же прекращается и он вновь надолго застревает в своем последнем воплощении.
Недостаток такого подхода в том, что инновации обходятся дорого и сбивают компанию с толку. Доводить продукцию до ума, превращая ее из броской оригинальной новинки в идеальный образец повседневного делового приложения, очень скучно, но именно нежелание это делать и есть главная причина всеобщего недовольства редмондским гигантом. Доработка и институционализация инновационного продукта или услуги, конечно, не принесет компании сиюминутной славы на страницах специализированных компьютерных журналов, но зато поможет создать прочную базу постоянных покупателей, привлеченных исключительно надежной продукцией. Microsoft постоянно критикуют за плохую реализацию идей — от полусырых планшетных компьютеров до отвратительных и давно заброшенных «помощников», самое запоминающееся воплощение которых — надоедливая говорящая скрепка в MS Word. В большинстве случаев такие идеи весьма разумны в своей основе и Microsoft не жалеет усилий на устранение технических трудностей, связанных с их реализацией — но только для того, чтобы забросить их на полпути, когда до создания надежного совершенного продукта остается сделать один маленький шаг.
Самая, пожалуй, яркая противоположность Microsoft, особенно в плане инновационности — компания Apple. Хотя Apple принято считать законодателем мод и ведущим специалистом по технологическим инновациям, на самом деле большинство продуктов компании опирается на давно известные распространенные технологии. Персональные компьютеры Apple создаются на базе тех же самых микросхем Intel и ничем не отличаются по аппаратной архитектуре от компьютеров других производителей, а iPhone и iPod производят на тех же китайских заводах из тех же готовых деталей, что и другие устройства такого рода. Даже операционная система Mac — всего лишь одна из разновидностей Unix, технологии, созданной еще в юрский период компьютерной эволюции. Apple вовсе не фонтанирует инновационными идеями. Компания просто берет существующие продукты и концепции и доводит их до совершенства на те самые 10%, которых так недостает продукции Microsoft.
Хотя основное внимание публики и прессы выпадает на долю авторов нашумевших революционных идей, компания не должна сосредоточиваться исключительно на инновациях. Не менее важны в инновационном процессе те, кто готов постоянно совершенствовать новую концепцию, извлекая из нее максимум возможной функциональности. Существует немало компаний (будь то Apple или какой-нибудь европейский производитель качественных автомобилей), которые смотрят на мир не сквозь призму инновационности, а с точки зрения усовершенствования сырых инновационных идей. И хотя красть чужие концепции, по меньшей мере, неприлично, предприятия вроде Apple сделали целое состояние, доводя до ума несовершенные идеи других авторов и применяя их в новых сферах рынка.
Возможности усовершенствования новых инновационных идей безграничны — для генеральных директоров не меньше, чем для начинающих программистов. Бывает, разработчики забрасывают новые системы и механизмы, исчерпав ресурс радостного возбуждения по поводу новинки. Бывает, в усовершенствовании нуждаются и привычные системы и механизмы. Так или иначе, пока любители инноваций гоняются за громкими сенсациями, основательные специалисты могут дорабатывать, испытывать и систематизировать предложенные ими новинки. Не стоит следовать примеру Microsoft и доводить свою любовь к инновациям до такой степени, когда компания то и дело бросается от одной «горячей» концепции к другой, оставляя за бортом недоделанные сырые продукты. Действовать таким образом — только зря тратить деньги и провоцировать недовольство покупателей.