Билл Гейтс ушел, и теперь всех волнует только один вопрос: изменится ли корпорация Microsoft? Каким влиянием обладает Стив Болмер (Steve Ballmer) и в каком направлении будет развиваться стратегия компании после ухода Гейтса? Вот пять предположений о том, что ждет Microsoft теперь, когда Гейтс покинул свой офис в Редмонде.
1. Бόльшая терпимость к идее программного обеспечения с открытым кодом:
В последнее время программное обеспечение с открытым кодом ведет активное наступление на продукцию Microsoft, чему в немалой степени способствует все более широкое распространение веб-приложений на базе открытых стандартов. Если компания и дальше будет исповедовать принципы собственничества, она рискует оказаться далеко позади своих конкурентов.
Один из признаков того, что корпорация готова примириться с открытым кодом, — появление Moonlight, платформы для разработки веб-приложений на базе Linux, созданной по образцу Silverlight при совместной поддержке Novell и Microsoft.
Разумеется, никто не говорит, что Microsoft опубликует исходный код своих самых популярных фирменных приложений в сколько-нибудь ближайшем будущем, но некоторые аналитики предполагают, что с уходом Гейтса идеи открытого кода и функциональной совместимости станут важной составляющей программной культуры Microsoft.
Отчаянно защищая исходный код программных продуктов Microsoft, Гейтс поспособствовал превращению Windows в фактически единственную глобальную операционную систему, но теперь на политику компании будут влиять другие ключевые фигуры. И хотя Стив Болмер, может быть, и не самый активный сторонник открытого кода, коллективная воля отдельных групп влияния в Microsoft может существенно изменить направление развития корпорации.
2. Новый подход к новым версиям Windows:
Vista появилась всего 18 месяцев назад, но сегодня все уже говорят о следующей версии — Windows 7, а в Интернете появились расплывчатые видеоклипы, демонстрирующие новую систему в разработке. Microsoft заявляет, что планирует выпустить Windows 7 примерно через три года после Vista — в январе 2010-го.
Однако все дело в том, в какой именно форме будет выпущена новая система. Предыдущие версии Windows предлагались как цельный продукт, объединяющий в себе широкий набор приложений, нужных далеко не всем пользователям. Но ходят слухи, что к Windows 7 Microsoft применит модульный подход. Ведь Windows Server 2008, например, уже предусматривает возможность выбора приложений в зависимости от потребностей пользователя.
Есть предположение, что отдельные приложения — почтовый клиент, фотобраузер, видеоплеер — в Windows 7 будут предлагаться в качестве элементов по выбору, чтобы покупатели могли приобрести именно ту версию операционной системы, в которую входят только нужные им приложения и ничего лишнего.
Наверняка это особенно отрадно будет услышать тем, кто критиковал стремление редмондских разработчиков включить в Windows все, что только можно, лишив тем самым остальных игроков на рынке даже малейшего шанса предложить свои собственные продукты и услуги.
3. Поиск новых источников дохода за счет заключения крупных сделок:
Предложение о покупке на сумму 44,6 миллиарда долларов, которое корпорация Microsoft сделала Yahoo! в феврале этого года, стало первым признаком серьезного изменения стратегии компании, которая на протяжении многих лет избегала крупных приобретений, предпочитая путь естественного роста и мелких сделок.
Это говорит о том, что Microsoft действительно стремится улучшить свои позиции на рынке интернет-рекламы, где сегодня лидирует Google.
Что характерно, главным вдохновителем сделки, похоже, был не Гейтс, а Стив Болмер. И несмотря на то, что компания Yahoo! отклонила предложение, а руководство Microsoft больше не выдвигало новых инициатив, масштабы и смелость этого шага говорят о том, что корпорация воспринимала перспективу заключения сделки всерьез.
Следовательно, не стоит отвергать возможность еще одного крупного предложения о покупке со стороны Microsoft: корпорация очень хочет прибрать к рукам какую-нибудь из ведущих компаний в сфере интернет-рекламы, так что рано или поздно из этого что-нибудь да выйдет.
4. Серьезный подход к обеспечению функциональной совместимости веб-приложений:
Сюда относятся решения вроде того, что компания приняла в мае, когда объявила о своей готовности «где-то в следующем году» принять открытый формат файлов Open Document Format, который позволяет обрабатывать документы на самых разных платформах. Это говорит о том, что компания задумывается об улучшении функциональной совместимости своих приложений.
А работа над сервисом Live Mesh указывает на то, что Microsoft серьезно размышляет о выходе в Интернет: эта система обеспечивает синхронизированный доступ к данным с любого устройства, избавляя пользователя от привязки к одному-единственному настольному компьютеру. Многие конкуренты Microsoft уже давно двигаются в этом направлении.
Все это говорит о том, что корпорация Microsoft пытается приспособиться к существованию в мире, в котором ее продукция далеко не всегда оказывается единственным вариантом. Успех этой стратегии зависит от открытости программной платформы компании, особенно если Microsoft хочет на равных конкурировать с Google.
5. Больше Microsoft, меньше Гейтса:
Гейтс столько лет был лицом Microsoft, что для многих его имя стало синонимом компании. Такие руководители, как Болмер, в своей отрасли хорошо известны, но вряд ли завоюют всемирную известность масштаба Гейтса. К тому же, влияние на процесс принятия стратегических решений в компании теперь, скорее всего, получат гораздо больше сотрудников, чем при Гейтсе.
Вполне вероятно, что огромная корпорация станет вообще безликой, а ее деятельность будет в меньшей степени связана с отдельными личностями, и в большей — с компанией в целом. Именно Гейтс, благодаря своим техническим и деловым талантам, превратил Microsoft в одну из самых знаменитых компаний в сфере компьютерных технологий.
Без Гейтса Microsoft рискует превратиться в безликую суперкорпорацию, все усилия которой направлены на повышение уровня продаж, а не на разработку технологий, которые сделали бы ее лидером в компьютерном мире.