В процессе использования свинцово-кислотных аккумуляторов случаются ситуации, когда батарея преждевременно выходит со строя и ее приходится менять. Чтобы максимально полно оградить себя от таких неприятностей, необходимо знать наиболее распространенные причины отказа аккумуляторной батареи.
Грубые нарушения правил эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов, которые рекомендуют производители. Это является наиболее распространенной причиной, когда ваша батарея служит меньше указанного срока. Такие нарушения могут вызвать как снижение мощностных и емкостных показателей, так и полный отказ.
Выявление заводского дефекта в процессе эксплуатации. Такие случаи относятся к гарантийным и предусматривают бесплатную замену источника тока.
Исчерпание рабочего ресурса АКБ в результате естественного физического износа, полная выработка срока службы и количества циклов зарядки.
Также достаточно часто неисправности появляются как следствие неправильной зарядки или технического обслуживания в процессе эксплуатации. Для максимально полного использования ресурса свинцово-кислотной аккумуляторной батарее необходимо строго придерживаться рекомендаций завода-изготовителя, особенно это касается использования батареи при ее недозарядке или частой перезарядке.
Чем опасна перезарядка свинцово-кислотного аккумулятора?
Перезарядка для источника питания такого типа является очень опасной, особенно если этот процесс происходит со значительным превышением рекомендуемого зарядного тока. В том случае, если уровень заряда АКБ достигнет 75-80% от полной зарядки, а зарядное напряжение будет оставаться высоким, начнется процесс разложения воды, которая находится в банках аккумулятора, на водород и кислород. Процесс разложения имеет прямо пропорциональные свойства – больше напряжение, быстрее идет процесс разложения. В результате вы столкнетесь с тем, что уровень жидкости в аккумуляторных банках окажется ниже токоотводов аккумулятора (решетки). Это приведет к тому, что произойдет ускоренная коррозия пластин и осыпание активной массы.
Перезарядка вызывает также электрохимические реакции внутри источника питания, в результате чего батарея начинает нагреваться, а электролит кипеть, при этом выделяется большое количество газов. Так как выпускные клапаны не всегда смогут справиться с удалением газов, особенно в герметизированных батареях, давление внутри может сильно нарастать, что негативно сказывается не только на пластинах, но и на корпусе.
Чтобы исключить появление этих негативных явлений в процессе зарядки, необходимо контролировать всю процедуру. При правильно установленном зарядном напряжении естественный нагрев аккумулятора не приводит к каким-либо неприятностям. Важным моментом является контроль за тем, чтобы температура не поднималась больше 50 оС, а также исключить очень плотную установку аккумуляторов друг возле друга, особенно это качается аккумуляторных шкафов. Это обеспечит нормальную вентиляцию и теплоотвод в помещении. Где происходит зарядка АКБ.
Еще одним негативным фактором, который часто приводит к перезарядке свинцово-кислотных батарей, является быстрое понижение уровня электролита в заливных источниках питания, где применяется электролит жидкого типа. Следить за нормальным уровнем электролита необходимо постоянно, при обнаружении падения уровня необходимо довести его до нормальных показателей, путем доливки дистиллированной воды. Для аккумуляторов такого типа наиболее вредным считается длительный перезаряд с напряжением, превышающим 15,5 В. Такая зарядка может привести к очень большим потерям жидкости. Оголения верхних краев сепараторов и пластин очень опасно, это может привести не только к выходу со строя батареи, но даже к взрыву аккумулятора.
Чем опасна недозарядка свинцово-кислотного аккумулятора
В том случае, если использование батареи выполняется с зарядным током меньше 13,2 В (для 12-ти вольтовых АКБ), также грозит тем, что ваш аккумулятор быстро перестанет работать, так как присутствует прогрессирующий недозаряд. При таких параметрах источник питания не успевает восполнить емкость после разряда. Это приводит к тому, что степень заряженности значительно уменьшается в зависимости от длительности эксплуатации в таком режиме.
Недозаряд батареи вызывает появление на аккумуляторных пластинах пленки оксида, которая в дальнейшем не разрушается и понижает эффективность последующей зарядки. Помимо оксидации, происходит сульфатация пластин, вызывающая перегрев аккумулятора, а также разрушение и осыпание электродов. Способное вызвать короткое замыкание внутри банки аккумулятора.
Ошибкой является и то, что многие пользователи, особенно заряжая старые батареи, устанавливают пониженный зарядный ток. Это ведет к неоправданно длительной зарядке по времени, иногда несколько недель. Все это время АКБ находится в разряженном состоянии, что равносильно его хранению разряженным, а это опять приводит к ускоренному выходу со строя источника питания.
Свинцово-кислотные аккумуляторы также боятся очень глубокого разряда. Нельзя игнорировать рекомендации производителей по показателю наименьшего напряжения. Каждый аккумулятор рассчитан на определенное количество заряжаний и разряжаний, поэтому, чем чаще аккумулятор будет разряжаться в «ноль», тем быстрее он откажет.
Типичные ошибки эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов
Кроме вышеперечисленных причин быстрого выхода со строя источников питания, существует ряд типичных ошибок, на которые стоит обратить внимание.
Длительное хранение разряженных или частично разряженных аккумуляторов.
Длительное хранение полностью заряженных батарей без проведения промежуточной подзарядки с целью устранения саморазряда. Периодичность заряда таких АКБ составляет раз в полгода.
Эксплуатация батареи при высоких температурах. Повышения этого показателя на 10оС от рекомендованного значения, уменьшает срок службы почти в два раза.
Плотность электролита отличается от рекомендованной.
Наличие грязи, подтеков электролита, пыли на корпусе батареи, особенно между токопроводящими клеммами.
Пренебрегание правилами транспортировки, сильная вибрационная нагрузка, повышенная влажность и т. п.
Механические повреждения.
Изменение полярности соединений.
Нарушение периодичности обслуживания батарей.
Зная все эти ошибки, вы сможете добиться того, что ваша батарея будет работать длительное время без потери эксплуатационных характеристик.