Расположенный на берегу Эльбы, Мейсен обязан собственной славой старейшему в странах Европы фарфоровому заводу. Более 300 лет художники и скульпторы с часовой точностью создают и украшают фарфоровые статуэтки, цены на которые могут быть головокружительными. Однако когда вы сможете увидеть, сколько кропотливой и художественной работы вложено в любую деталь, вы поймете, почему такая хрупкая и эфемерная вещь может стоить целое состояние. Мейсен - это не только фарфор, это колыбель Саксонии и прелестный город с красивым замком, историческим собором, хорошим вином и незабываемыми видами.
Мейсен и короткая история мейсенского фарфора
Если бы не проблемы и очень большие расходы, которые связаны с импортом фарфора из Азии и чистая случайность, мейсенского фарфора, вероятнее всего, не было бы. В начале Семнадцатого века курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный поручил собственным самым гениальным ученым изобрести способ получения золота. Они не изобрели золото, но нечаянно открыли способ изготовления фарфора и фарфоровых статуэток. В 1707 году в Мейссене были обнаружены залежи каолиновой глины, а уже на следующий год здесь был выполнен первый фарфор белого цвета. Август Сильный быстро просчитал, что он может сделать состояние и на "белом золоте", как стали называть мейсенский фарфор. Чтобы защитить тайный рецепт, производство фарфора было перенесено из Дрездена в Мейсен, где в 1710 году в замке Альбрехтсбург основана была старейшая фарфоровая мануфактура в странах Европы. И по сей день фарфор делается классическим способом, его формуют и украшают вручную, а мейсенская шахта регулярно снабжает мануфактуру глиной и, как говорят, является очень маленькой в странах Европы.
Как делается мейсенский фарфор?
Материал для фарфора делается из каолиновой глины, полевого шпата и кварца. Из данного "теста" сформировывается посуда и фигурки, которые после сушки отправляются на первый обжиг при температуре 950 градусов, известен как отжиг. После обжига фарфор украшается вручную, расписывается подглазурными красками и покрывается при помощи глазури. Собственно на данном шаге создается луковичный узор, которым, кроме этого, славится мейсенский фарфор. Водянистая краска очень быстро впитывается в фарфор - на коррекцию не остается и доли секунды. Даже сейчас отдельные части фигурок или посуды собираются в одно целое. Они должны идеально подходить, иначе на фарфоре появятся трещины и царапины. Подготовленный таким образом фарфор отправляется на второй, так называемый "острый обжиг" при температуре 1400 градусов в течение не менее 36 часов. Благодаря каолиновой глине форма фарфора сохраняется при подобной температуре.
После резкого обжига фарфор уменьшается в объеме до 30 процентов и приобретает собственный правильный белый цвет, черная краска превращается в кобальтово-синюю, а фигурка или сосуд идет на декорирование лессировочными красками и золочение деталей. Другой этап - третий обжиг при температуре 900 градусов. Наконец, фарфор полируется агатом. Когда мы увидели, как это выглядит, сколько времени занимает и с какой практически часовой точностью происходит общий процесс производства мейсенского фарфора, мы поняли, почему эти фарфоровые чудеса могут стоить восхитительные деньги. Около 80 процентов людей, работающих на предприятии, - реальные художники, которые вручную придают форму, украшают, раскрашивают и золотят даже очень мелкие детали фигурок и посуды. Чем больше труда и времени они вкладывают в создание фарфора, тем больше стоимость.
Церемония сервировки стола и блюмхенкафе
Мейсен и его мануфактуры славились не только производством посуды из фарфора, но прежде всего скульптурами и фигурками, которые обогащали сервировку стола и были ее главной частью. Мейсенские художники увековечили человеческие и животные фигуры в расписных фигурках, часто в сложных и грациозных позах. Статуэтки делали обеды очень приятными в прошлые эпохи, а наборы обеденных приборов могли насчитывать до 140 штук. Статуэтки также способствовали потреблению кофе и чая, однако это не наиболее интересное в мейсенской традиции заваривания горячих напитков. Чашки были приукрашены мотивами цветов, причем цветы появились не только на внешней стороне, но и на дне чашки. Цель была абсолютно не декоративная. Если сваренный чай либо кофе был слишком слабым, цветок был виден на дне чашки. Интересно, как можно было сварить слишком слабый кофе в этом дорогом фарфоре? Оказывается, многие века назад было легче достать дорогой мейсенский фарфор, чем дефицитный кофе. Вся эта цветочная практика называется Blumchenkaffee (цветочный кофе).