Даже при самых благих намерениях IT-специалисты порой оказываются не в состоянии реализовать надежный механизм резервного копирования данных. Возможно, с некоторыми из описанных проблем приходилось сталкиваться и вам.
Каждый IT-профессионал с первых дней своей карьеры знает, что регулярное резервное копирование — обязательно условие нормального функционирования корпоративной сети. Но даже самые опытные специалисты могут порой ошибаться. Ниже перечислены десять самых распространенных ошибок резевного копирования данных, с которыми мне приходилось сталкиваться.
1. Недостаточно регулярная архивация состояния системы
Срок годности резервных копий состояния системы в среде Windows ограничен. Для контроллеров домена он равен максимальному возрасту захоронения и по умолчанию составляет составляет 60 дней. По истечении этого периода резервная копия становится недействительной. Это актуально и для других типов систем.
Все компьютеры в локальной сети Windows имеют учетные записи в Active Directory. Как и в случае с пользовательскими учетными записями, каждому компьютеру присвоен пароль, который присваивается системе автоматически и периодически изменяется. При попытке восстановить систему из устаревшей резервной копии с давно не актуальным паролем учетной записи в Active Directory, компьютер лишится возможности участвовать в домене. Эту проблему, разумеется, можно решить, но куда проще осуществлять резервное копирование состояния сервера на регулярной основе.
2. Сохранение резервных копий без проверки их работоспособности
Всем известно, что резервные копии следует время от времени проверять на работоспособность, однако этим очень часто пренебрегают или делают как попало. Не забывайте: архивация данных — это только первый шаг. Если их нельзя восстановить — смысла в резервном копировании нет никакого. Нужно внимательно следить за тем, чтобы архивные копии всегда оставались работоспособны.
3. Резервное копирование без учета специфики приложений
Для некоторых приложений резервного копирования на файловом уровне недостаточно. Классический пример — резервное копирование Microsoft Exchange, который требует специализированного подхода к архивации. Если такого подхода не обеспечить, резервная копия будет неполной и может даже оказаться совершенно бесполезной при восстановлении данных. С этой точки зрения очень важно знать, какие приложения установлены на серверах, и учитывать их специфические требования.
4. Преждевременная отправка резервных копий на склад
Одна из компаний, в которых мне доводилось работать, практиковала отправку резервных копий с курьером на удаленный склад. Каждое утро в 8:00 записанные ночью пленки с резервными копиями увозили из офиса. Однажды наш сервер дал сбой в 9:30 утра, но сразу же приступить к восстановлению данных мы не смогли, потому что архивную копию уже отправили на склад. Вернулась в офис она только к четырем часам дня, и все это время сервер был в простое. Без сомнения, хранить резервные копии в безопасном месте — хорошая идея, но увозить их на склад стоит хотя бы в конце рабочего дня, а никак не утром.
5. Наличие единой точки отказа
Не забывайте: резервное копирование — это ваша страховка на все случаи жизни. При сбое сервера архивные копии служат главным, а порой и единственным механизмом восстановления системы. Поскольку архивация имеет столь решающее значение, система резервного копирования должна быть построена таким образом, чтобы в ней по возможности отсутствовала единая точка отказа. Создавайте резервные копии резервных копий, если это возможно. Ведь не очень приятно оказаться в ситуации, когда резервное копирование ночью сделано не было и остается только молиться, чтобы в течение дня сервер не рухнул.
6. Неумение планировать на будущее
Несколько лет назад я занимал пост руководителя отдела информационных технологий в одной крупной организации. Пока я был в отпуске, сотрудники решили сделать мне сюрприз и устроили генеральную уборку на нашем складе, попутно выкинув несколько устаревших систем.
Все бы хорошо, но эти компьютеры стояли там не случайно. Раз в квартал в нашей организации было принято делать специальную резервную копию для долгосрочного хранения. С течением времени технология архивации эволюционировала, и хотя организация перешла на новый формат резервного копирования, старые накопители на магнитной ленте и старое программное обеспечение сохранились на тот случай, если нам когда-нибудь понадобится восстановить данные из устаревших архивных копий. Отсюда мораль: хотя перемены неизбежны, всегда стоит иметь про запас оборудование и программное обеспечение старого формата, необходимое для чтения устаревших накопителей.