Давно известно, что лучший способ поддерживать оборудование в наилучшем рабочем состоянии (будь то цепная пила, мотоцикл или компьютер) – регулярно осуществлять профилактическое техническое обслуживание. Вопрос только в том, какие именно процедуры входят в понятие профилактического технического обслуживания.
В организациях, где используются сотни или даже тысячи компьютеров, системный подход имеет огромное значение. В этой статье перечислены десять основных процедур, которые следует включить в программу регулярного технического обслуживания компьютеров на предприятии.
Регулярно осуществляйте дефрагментацию и очистку диска.
Фрагментация жесткого диска, особенно при активном пользовании компьютером, с течением времени приводит к снижению производительности системы. Обратите внимание, что не стоит осуществлять дефрагментацию в тот момент, когда в системе открыты объемные файлы. Допустим, если на компьютере запущена транзакционная база данных типа SQL или MSDE, утилита дефрагментации не получает доступа ко всем частям открытых файлов, что снижает эффективность ее работы. Если существует возможность временно прекратить осуществление транзакций, дефрагментация диска будет намного эффективнее. Удобнее всего автоматизировать процесс дефрагментации – для этого подойдут приложения сторонних производителей, например, DisKeeper.
Утилита очистки диска позволяет оптимизировать состояние системы за счет очистки корзины, удаления временных установочных файлов, файлов программ, загруженных из Интернета, временных файлов Интернета, старых результатов проверки диска, временных файлов, временных и постоянных автономных файлов и так далее. Чтобы очистка диска выполнялась регулярно, можно воспользоваться Планировщиком задач.
Регулярно обновляйте встроенное программное обеспечение и драйвера устройств.
Обновление встроенного программного обеспечения позволяет поддерживать максимально высокую производительность всех систем и подсистем. Однако прежде чем осуществлять массовое обновление встроенного ПО, протестируйте его работоспособность и обязательно сохраняйте дистрибутивы предыдущих версий – они пригодятся, если что-то пойдет не так.
Обновление драйверов тоже повышает производительность системы. Не забывайте сохранять копии установленных и предыдущих версий драйверов – они тоже могут пригодиться в будущем. Полезные советы об обновлении драйверов можно найти в статье «Десять вещей, которые необходимо знать об откате драйверов в Windows XP».
Регулярно обновляйте Windows и неотъемлемые компоненты системы.
Используйте для этого утилиту Windows Update (с осторожностью) или инструменты обновлений Windows Server (WSUS) для составления собственного списка обновлений. Не забывайте, что установка пакетов обновлений и обновление отдельных компонентов может привести к конфликту с уже установленным программным обеспечением. Если на компьютерах установлены другие важные приложения (например, IIS, SQL, MSDE), регулярно обновляйте и их. Состояние обновлений компонентов Microsoft можно проверять с помощью Анализатора основных элементов защиты (Baseline Security Analyzer).
Регулярно обновляйте антивирусные и антишпионские базы данных.
Для этого стоит воспользоваться функцией автоматического обновления. Для защиты от троянских программ, взлома браузера и других пиратских атак можно использовать приложения типа Ad-Aware от Lavasoft.
Проверьте параметры служб и состояние устройств.
Воспользуйтесь утилитой «Службы» (Services) Панели управления Windows (Windows Control Panel), чтобы убедиться, что запущенные службы Windows соответствуют конфигурации компьютера. Подробнее о запуске/остановке служб читайте в статье «Службы Windows XP» и статье «10 советов по настройке Windows XP».
Используйте Диспетчер устройств Windows (Windows Device Manager) для обнаружения некорректно работающих и отключенных устройств. Если компоненты подсистемы настроены неправильно или не работают, это может привести к появлению сообщений об ошибках.